Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

хотел бы пользоваться этими слова-ми.

Бом: Они слишком ограниченны?

Кришнамурти: Жизнь, разум, любовь, сострадание - все эти слова слишком

ограниченны. Мы с вами тут сидим. Мы уже пришли к атому пункту, и существует

то, что, быть может, позднее найдет свое выражение в словах без какого-либо

затруднения и без всякой иллюзии. Вы видите, что за этой стеной, то есть за

словом? Мы пришли к определенному пункту и говорим, что существует что-то

еще большее - вы понимаете? - существует что-то за всем этим. Оно осязаемо?

Можем ли мы к нему прикоснуться? Или это что-то такое, чего ум не может

схватить? Вы следите?

Бом: Вы считаете, что не может?

Кришнамурти: Я не думаю, что ум способен это уло-вить...

Бом: Или охватить...?

Кришнамурти: Охватить это, понять... хотя бы увидеть извне. Вы ученый,

вы исследовали атом и т.д. Почувствовали ли вы во время своих исследований,

что за всем этим существует нечто гораздо большее?

Бом: Вы всегда можете чувствовать, что за этим сущес-твует большее, но

оно ничего вам о себе не говорит. Понятно, что любое знание ограниченно.

Кришнамурти: Да.

Бом: А за ним должно быть большее.

Кришнамурти: Как оно может с вами общаться, так, чтобы вы, с вашим

научным знанием, с той способностью, которой обладает ваш мозг, могли его

постичь?

Бом: Вы считаете, что оно непостижимо?

Кришнамурти: Нет, но как можете вы его постичь? Я не говорю, что вы не

можете. Вы можете постичь?

Бом: Послушайте, это неясно. Вы говорили раньше, что оно непостижимо...

Кришнамурти: Постичь в смысле возможности вашего ума выйти за пределы

теорий...? Я пытаюсь выяснить, можете ли вы в это войти. Не в смысле времени

и всего прочего. Можете вы быть его частью? Нет, это все слова. Что

находится за пустотой? Тишина?

Бом: Не подобна ли она пустоте?

Кришнамурти: Да, это то, к чему я подхожу. Двигайтесь шаг за шагом.

Является ли это тишиной? Или тишина есть часть пустоты?

Бом: Да, я сказал бы так.

Кришнамурти: Я тоже так сказал бы. Если бы это была не тишина, то могли

бы мы - я просто спрашиваю - могли бы мы сказать, что это нечто абсолютное?

Вы понимаете?

Бом: Прекрасно, мы могли бы рассмотреть абсолютное. Оно должно быть

чем-то совершенно независимым; это имен-но то, что слово 'абсолютное'

действительно означает. Оно не зависит ни от чего.

Кришнамурти: Да. Вы сдвинулись с места и стали к этому ближе.

Бом: В действительности движется только 'я', 'я' -- активно.

Кришнамурти: Да. Могли бы вы сказать, что все имеет причину, а то

причины вообще не имеет?

Бом: Видите ли, это представление очень древнее. Эту идею выдвинул еще

Аристотель, утверждая, что абсолют есть причина самого себя. Кришнамурти:

Да.

Бом: Он не имеет причины, он - в восприятии. Это одно и то же.

Кришнамурти: Видите ли, то, что вы отметили у Арис-тотеля... это не то.

Как мы к этому подойдем? Пустота есть энергия, и эта пустота существует в

тишине, или наоборот, - это не имеет значения - верно? Да, существует что-то

за всем этим. Возможно, никогда не удастся выразить это словами. Но оно

должно быть выражено. Вы согласны?

Бом: Вы считаете, что абсолют должен быть выражен словами, но мы

сознаем, что это невозможно. Всякая попытка выразить словами превращает его

в нечто относительное.

Кришнамурти: Да. Не знаю, как это выразить.

Бом: Я считаю, что нашей долгой и жуткой историей мы обязаны абсолюту.

Люди выразили его словами, и он стал очень жестоким.

Кришнамурти: Оставим все это. Видите ли, неведение в отношении того,

что сказали другие - Аристотель, Будда и пр. - имеет свою положительную

сторону, положительную в том смысле, что ум не окрашен идеями других людей,

он не в плену утверждений, высказанных другими. Все это - часть нашей

обусловленности. Итак, это нужно преодолеть, что мы и пытаемся делать?

Бом: Я думаю, мы пытаемся сообщить об абсолюте, о том, что за

пределами.

Кришнамурти: Слово 'абсолют' я сразу же убираю.

Бом: Тогда что бы это ни было, оно за пределами пустоты и тишины.

Кришнамурти: За пределами всего существует нечто, относящееся к

беспредельности.

Бом: Да, даже пустота и тишина -- это беспредельность, не так ли? Сама

энергия - беспредельность.

Кришнамурти: Да, это я понимаю. Но существует нечто еще более

значительное. Пустота,