Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

путаница, характеризующая

умственную деятель-ность человечества, которая в этом отношении не

претерпела сколько-нибудь существенного изменения на протяжении всей

достоверно известной истории, а, возможно, и гораздо более длительного

периода времени. Возникла очевидная необходимость глубоко исследовать корни

этого явления и выяснить, возможно ли отвести человечество от его

катастро-фически опасного нынешнего курса.

В этих беседах предпринято серьезное исследование данной проблемы, и в

ходе их выявились многие отправные точки учения Кришнамурти. Так, вопрос о

будущем челове-чества, на первый взгляд, для его фундаментального решения

требует времени. Однако, как указывает Кришнамурти, именно психологическое

время или 'становление' является причиной того пагубного хода событий,

который создает угрозу будущему человечества. Вопрос времени в данном

контексте - это вопрос адекватности знания и мысли как средств разрешения

этой проблемы. Но если знание и мысль неадекватны, тогда что же нам

по-настоящему требуется? Это, в свою очередь, подводит к вопросу о том, не

ограничен ли ум человечества его мозгом, обремененным знанием, которое он

накапливал в продолжение веков. Это знание, которым мы теперь глубоко

обусловлены, создало то, что в сущности есть, - неразумную программу

саморазрушения, в которой безнадежно увяз наш мозг.

Если ум ограничен таким состоянием мозга, то будущее человечества

должно быть действительно очень мрачным. Кришнамурти, однако, не

рассматривал это ограничение как нечто неизбежное. Главное значение он

придавал, скорее, тому факту, что ум в основной своей части свободен от

искажающих предубеждений, присущих обусловленному мозгу, и что озарение,

которое возникает при надлежащем, ненаправленном внимании без центра,

способно изменить клетки мозга и устранить их деструктивную

обусловлен-ность. Если это так, то для нас чрезвычайно важно обладать такого

рода вниманием и отдать этому вопросу ту энергию, которую мы расходуем на

другие виды деятельности, что для нас действительно жизненно важно.

Тут стоит отметить, что современные исследования мозга и нервной

системы фактически значительно подкрепляют утверждение Кришнамурти, что

озарение способно вызвать изменение в клетках мозга. Так, например, теперь

хорошо известно, что в человеческом организме существуют важные вещества,

гормоны и трансмиттеры (медиаторы, химические передатчики импульсов между

нервными клетками), кото-рые существенным образом влияют на всю деятельность

мозга и нервной системы. Эти вещества от момента к моменту реагируют на то,

что человек знает, о чем он думает и что все это для него значит. К

настоящему времени наукой установ-лено, что таким путем клетки мозга и их

деятельность подвергаются существенному воздействию знания и мысли, в

особенности, когда последние вызывают сильные чувства и страсти. Таким

образом, вполне внушает доверие то, что озарение, которое должно возникать в

состоянии высокой умственной энергии и страсти, способно изменять клетки

мозга даже на более глубоком уровне.

То, что здесь сказано, лишь кратко, в общих чертах излагает предмет

бесед и не может полностью отразить всю широту и глубину предпринятого в них

исследования о природе человеческого сознания и возникающих в этом сознании

проблемах. Мне же хотелось бы сказать, что резуль-татом явилась эта

небольшая и легко читаемая книга, кото-рая в новом свете отражает сущность

всего учения Кришна-мурти'.

Ш.Богатырев

О Разуме

Профессор Бом: Мне всегда хотелось узнать происхожде-ние и значение

слова. Очень интересно в этом отношении слово 'разум' (intelligence). Оно

происходит от слов 'inter' и 'legere', что означает 'читать между'. Так вот

мне кажется, можно было бы сказать, что мысль подобна инфор-мации в какой-то

книге, а разуму нужно читать эту книгу, проникать в ее смысл. Я думаю, это

дает довольно ясное понятие о разуме.

Кришнамурти: Читать между строк...

Бом: Да, чтобы открыть смысл. Словарь приводит еще другое подходящее

значение, а именно: ментальная бдитель-ность.

Кришнамурти: Да, ментальная бдительность.

Бом: Все это очень отличается от того, что имеют в виду люди, когда они

оценивают интеллект. И вот, исходя из многого, что вами сказано,