Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

прозрение, но частичное прозрение

не имеет качества целостного интуитив-ного постижения, потому что в какой-то

части продолжает оставаться тьма.

Бом: Частичное прозрение не рассеивает центр, 'я'. Оно может рассеять

тьму в определенной сфере, но источник тьмы, ее создатель, тот, кто

поддерживает ее, все еще остается.

Кришнамурти: Все еще остается. И что тогда нам делать? Но это

неправильный вопрос. Он никуда не ведет.

Мы разработали генеральный план, верно? И я должен каким-то образом

действовать или не действовать. У меня нет энергии. Я не обладаю

способностью сразу все увидеть. Это видение -- внезапно, его невозможно

практиковать и со временем получить. У меня нет этой способности, нет

ощуще-ния крайней необходимости, безотлагательности. Все против меня: моя

семья, жена, общество, -- все! He значит ли это, что мне в конце концов

придется стать монахом?

Бом: Нет. Становление монахом - то же самое, что и становление кем

угодно еще.

Кришнамурти: Верно. Становление монахом подобно становлению

бизнесменом! Я понимаю все это на уровне слов, понимаю своим умом,

интеллектуально, но мне не удается это глубоко осознать. Существуют ли здесь

какие-то подходы? Я всегда задаю один и тот же вопрос, потому что нахожусь в

плену одного и того же стереотипа. Итак, нет ли совершенно иного пути, иного

подхода ко всей этой неразберихе жизни, иного способа взглянуть на это? Или

же существует лишь один-единственный прежний путь?

Мы говорили, что до тех пор, пока центр творит тьму, а мысль действует

в этой тьме, неизбежен беспорядок, и общество будет именно таким, каким оно

является сейчас. Для того, чтобы изменить это положение, необходимо

озаре-ние. Озарение может прийти только, как вспышка, внезап-ный свет,

который уничтожает не только тьму, но и создателя тьмы.

Бом: Да.

Кришнамурти: И вот я спрашиваю, существует ли ка-кой-то иной, абсолютно

иной подход к этому вопросу, хотя прежний представляется таким совершенным?

Бом: Весьма возможно. Когда вы говорите, что он представляется

совершенным, не хотите ли вы предложить менее совершенный подход?

Кришнамурти: Я говорю, что если существует только этот единственный

путь, то мы обречены.

Бом: Вы не можете вызвать вспышку озарения своей волей.

Кришнамурти: Конечно, оно не может быть вызвано волей, не может быть

получено с помощью жертвы, с по-мощью любой формы человеческого усилия. Это

исключает-ся. Мы поняли и покончили со всем этим. Мы также признаем, что для

некоторых людей, для 'X', озарение представляется естественным; и мы

спрашиваем, почему оно не представляется таковым для других?

Бом: Если мы возьмем ребенка, то для ребенка кажется естественным

ответ, идущий от его животных инстинктов, которые всецело владеют им. Тьма

возникает потому, что она овладевает чувствами.

Кришнамурти: Да, но почему по-другому это происходит с 'X'?

Бом: Прежде всего потому, что большинство людей считает, что животные

инстинкты могут быть нами унасле-дованы.

Кришнамурти: Да, верно.

Бом: И они могли бы сказать, что этот человек, 'X', -- какой-то

странный.

Кришнамурти: Да.

Бом: Так мыслит человечество, и если даже существуют какие-то люди,

которые мыслят иначе, то они воспринимают-ся как очень необычные и странные.

Кришнамурти: Именно так. Люди отвечают на нена-висть ненавистью и т.д.

Но встречаются среди них немногие, а, возможно, и многие, которые считают

это неестественным или неразумным. Почему возможно такое разделение?

Бом: Если мы скажем, что удовольствие и страдание, страх и ненависть

естественны, то, вероятно, нам придется вести борьбу за то, чтобы их

умерить, иначе они нас погубят. Самое большее, на что мы можем надеяться, --

это контроли-ровать их здравым смыслом или как-то еще.

Кришнамурти: Но это не работает! Являются ли люди, подобные 'X',

которые ведут себя иначе, привилегирован-ным меньшинством, или это какое-то

чудо, какая-то стран-ная случайность?

Бом: Многие сказали бы так.

Кришнамурти: Но это вызывает внутренний протест. Я не мог бы с этим

примириться.

Бом: Если это не случайное явление, тогда вы должны сказать, почему

существует такое различие.

Кришнамурти: Это я пытаюсь выяснить, потому что 'X' родился у таких же

самых родителей.

Бом: