Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

включает в себя ревность? Вы улавливаете? Неразумные люди

следуют шаг за шагом - они избавляются от ревности, от привязанности, от

гнева, избавляются от того, от другого. И это составляет непрерывный процесс

становле-ния - верно? А озарение, которое абсолютно разумно, стирает все это

сразу.

Бом: Правильно.

Кришнамурти: Это же факт? Факт, в том смысле, что 'Х' и 'У' никогда не

будут ревнивыми снова; никогда!

Бом: Мы должны это обсудить, потому что не ясно, как можете вы это

гарантировать.

Кришнамурти: О, да, это я гарантирую!

Бом: Хотя бы достигли этого те, кто способен слушать....

Кришнамурти: Для того, кто полон решимости добрать-ся до первоосновы,

самое важное - слушать.

Бом: Видите ли, ученые не могут всегда только слушать. Даже Эйнштейн и

Бор в какие-то моменты не были способны слушать друг друга. Каждый был

привязан к своей особой точке зрения.

Кришнамурти: Свою неразумность они воплотили в действие.

8 апреля, 19 80,

Охай, Калифорния.

Разрушение стереотипа эгоцентрической деятельности

Кришнамурти: Я хотел бы задать вопрос, который, возможно, к чему-то нас

приведет. Что способно заставить человека измениться глубоко,

фундаментально, в самой его основе? Человек переживает кризис за кризисом,

ему сопут-ствуют всевозможные беды, все эти войны, личная скорбь и т.д.

Недолгая привязанность, недолгая радость. Но все это, видимо, человека не

меняет. Что могло бы заставить его сойти с того пути, по которому он идет, и

двинуться в совершенно ином направлении? Я думаю, это одна из великих наших

проблем, не правда ли? Почему? Если кто-то действительно озабочен, как это и

должно быть, судьбой человечества, если кто-то обеспокоен всем тем, что

происходит, то каким должно быть правильное действие, которое заставило бы

человека изменить направление своего движения? Правомерна ли такая

постановка вопроса? Имеет ли этот вопрос какое-то значение?

Бом: Ну, до тех пор, пока мы не увидим такого действия, этот вопрос

особого значения иметь не будет.

Кришнамурти: А имеет этот вопрос все же какое-то значение?

Бом: Из этого вопроса, косвенно следует другой: что удерживает людей?

Кришнамурти: Да. Это то же самое.

Бом: Если мы могли бы выяснить, что удерживает людей на их теперешнем

направлении. ..

Кришнамурти: Не является ли это главной обусловлен-ностью человека,

этой ужасающей, сосредоточенной на самом себе установкой и деятельностью,

которая абсолютно не плодотворна? Кажется, что происходят изменения, имеются

какие-то достижения, но в самом главном человек остается тем же. Быть может,

это не определит основное содержание наших бесед в оставшиеся два или три

дня, но, думаю, мы могли бы с этого начать.

Бом: Вы уже имеете некоторое представление о том, что удерживает людей?

Существует ли что-то такое, что действи-тельно могло бы их изменить?

Кришнамурти: Думаю, да.

Бом: Тогда что это?

Кришнамурти: В чем препятствие? Можем мы, начиная с обусловленности

окружающей средой, идя от внешней человеческой деятельности, прийти к

внутренней? А затем увидеть, что внешнее есть внутреннее, что это одно и то

же движение, и выйти за его пределы, чтобы открыть для себя, в чем его

смысл? Можем мы так сделать?

Бом: Когда вы говорите 'внешнее', что вы имеете в виду? Социальные

условия?

Кришнамурти: Социальную обусловленность, религиоз-ную обусловленность,

воспитание, бедность, богатство, кли-мат, пищу, - внешние факторы. То, что

могло бы обусловли-вать ум, задавая ему определенное направление. Но,

продол-жая исследование, мы видим, что и психологическая обуслов-ленность

так или иначе происходит от обусловленности внешними факторами.

Бом: На образ мысли человека по существу оказывает влияние вся

совокупность отношений. Но это не объясняет, почему обусловленность такая

жесткая и почему она так удерживает.

Кришнамурти: Об этом и я спрашиваю.

Бом: Да. Если это всего лишь внешняя обусловленность, то можно было бы

ожидать, что она легче поддастся измене-нию. У вас, конечно, могли бы быть и

какие-то иные внешние условия.

Кришнамурти: Это уже пытались делать.

Бом: Да, вся надежда коммунизма была на то, что в новом обществе

появится новый человек. Но ведь ничего подобного не произошло! Думаю, что во

внутренней обуслов-ленности