Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

Не потому, что это интенсивно чувствую я, - это

совершенно другое, тогда это было бы влиянием и пр. Но, беседуя о чем-то, мы

открываем дверь.

Бом: Да. Я думаю, что моя личная обусловленность в значительной степени

связана со стремлением противиться самому этому понятию тайны, хотя нынешняя

наука, как я считаю, идет в неверном направлении.

Кришнамурти: Но с тем, что существует тайна, соглаша-ются даже ученые.

Бом: Да, в каких-то пределах. Основная позиция такова, что рано или

поздно тайна будет раскрыта.

Кришнамурти: Раскрыта, объяснена в виде поверхност-ной отговорки.

Бом: Мое личное ощущение таково, что каждое отдель-ное научное

исследование составляет лишь определенную часть этого поля реальности, и

потому оно не рассеивает тайну.

Кришнамурти: Нет, но фактически ее устраняет, потому что я слушаю, как

вы все объясняете, и потом говорю:

'Ничего там нет'.

Бом: Самое главное - провести различие между истиной и реальностью,

потому что в поле реальности мы можем сколь угодно широко все объяснять, тут

нет предела.

Кришнамурти: Это именно то, что делают нынешние коммунисты.

Бом: Не только коммунисты.

Кришнамурти: Разумеется, не только они; я беру их как пример.

Бом: Я думаю, вы могли бы сказать, что в поле реальнос-ти все что

угодно может быть объяснено, мы можем прони-кать все глубже и шире,

существует возможность бесконеч-ного прогресса. Но суть вещей необъяснима.

Кришнамурти: Нет, я задаю другой вопрос. Я спраши-ваю, ощущаете ли вы

во время такой беседы, как наша, некоторый намек на присутствие тайны? Как

ученый и серьезный человек вы, быть может, с этим явлением столкну-лись уже

давно. Беседуя теперь, не чувствуете ли вы, что это больше уже не намек, а

истина?

Бом: Да, это истина.

Кришнамурти: Так что это более не намек?

Бом: Я думаю, что это было истиной уже в течение какого-то времени.

Потому что она присутствует во всем, что мы делаем здесь, в Броквуде.

Кришнамурти: Да. Вы знаете, тут есть нечто интересное:

истина этой тайны делает ум полностью пустым, - не так ли? Он

совершенно безмолвен. А может быть, именно потому, что он безмолвен, истина

этой тайны пребывает.

Не знаю, удается ли мне это выразить. Когда ум пол-ностью тих, когда им

не пользуются, о нем не медитируют, а также когда он установил порядок в

сфере реальности, он свободен от всей этой путаницы; тогда существует

определен-ная тишина, в которой ум движется прочь от беспорядка. Понимать,

что это не тишина, и не отстраняться от этого понимания, а оставаться с ним,

- значит отрицать то, что был создан порядок.

Бом: Вы говорите, что сначала вы устанавливаете поря-док. Почему нужно

сначала создавать порядок, а потом отрицать его?

Кришнамурти: Отрицание есть тишина.

Бом: Вот почему это должно происходить в такой после-довательности.

Кришнамурти: Потому что когда я устраняю беспоря-док, создается своего

рода математический порядок и в результате этого порядка мой ум затихает.

Бом: Вы говорите, что это не истинная тишина.

Кришнамурти: Да. Понимая, что эта тишина не истинна, я в тот же момент

ее отрицаю, я отрицаю ложную тишину. Но, отрицая, я не хочу никакой другой

тишины. Не существует движения в сторону большей тишины. И тогда истинная

тишина открывает дверь к 'тому'. Это происходит, когда ум со всей его

путаницей пришел к нулю, когда он ничто - не--вещь - и тогда, быть может,

пребывает 'другое'.

Корни психологического конфликта

Кришнамурти: Как нам начать? Я хотел бы спросить, не совершило ли

человечество неверный поворот.

Бом: Неверный поворот? Что же, думаю, это должно было произойти в очень

давние времена.

Кришнамурти: Так я чувствую. В очень давние време-на... Похоже, что

было именно так. - Почему? Видите ли, как мне представляется, человечество

всегда стремилось стано-виться чем-то.

Бом: Вполне возможно. Я был поражен, прочитав однаж-ды, что человек,

сделал неверный шаг примерно пять или шесть тысяч лет тому назад, когда он

начал грабить и захватывать рабов. После этого основной целью его

сущес-твования стало лишь эксплуатировать и грабить.

Кришнамурти: Да, но есть ощущение внутреннего ста-новления.

Бом: Итак, нам следовало бы пояснить, какова тут связь. Какого рода

становление было в этих действиях? Вместо того,