Джидду Кришнамурти

О самом важном (Беседы с Дэвидом Бомом) (Часть 1)

или она --

процесс в материи?

Собеседник: Можно спросить: а электричество - это материя?

Бом: Поскольку электрон - это материальная частица;

но это также и его движение, которое есть процесс.

Собеседник: Таким образом, тут два момента.

Бом: Хорошо, вы можете образовывать волны электри-чества и т.д.

Собеседник: Волны могли бы быть материей, но не действие электричества.

Бом: Действие электричества подобно волнам, но элек-тричество состоит

из частиц.

Кришнамурти: В чем заключается теперь наш вопрос?

Бом: Является ли мысль материальной субстанцией, или она представляет

собой процесс в какой-то другой материаль-ной субстанции, такой, как мозг?

Кришнамурти: Она есть материальный процесс в мозгу.

Бом: Безусловно, ученые могли бы в основном с этим согласиться.

Кришнамурти: Этого мы и будем придерживаться.

Бом: Если вы скажете, что мысль есть материя, это, возможно, приведет

их в большое недоумение.

Кришнамурти: Понимаю.

Собеседник: Она же не существует отдельно от клеток мозга. Она

пребывает в мозгу.

Кришнамурти: То есть, мысль есть материальный про-цесс в мозгу. Так

считать было бы правильно. Тогда может ли этот материальный процесс

когда-либо быть независимым?

Бом: Независимым от чего?

Кришнамурти: Независимым от чего-то, что не является материальным

процессом. Нет, подождите минуту, мы долж-ны двигаться медленно. Мысль есть

материальный процесс в мозгу. С этим мы согласны?

Бом: Да, с этим очень многие могли бы согласиться.

Кришнамурти: Тогда наш вопрос в том, может ли этот, происходящий в

мозгу материальный процесс вызвать изме-нение в самом мозгу?

Бом: Да, в этом наш вопрос.

Кришнамурти: В самом мозгу. И если его вещество как таковое может

изменяться, то это могло бы все еще быть материальным процессом. Верно?

Бом: Конечно. Мысль явно стремится всегда быть мате-риальным процессом.

Кришнамурти: Следовательно, это не озарение. Мы должны вернуться к

озарению.

Бом: Вы считаете, что озарение -- не материальный процесс?

Кришнамурти: Пойдем медленнее. Мы должны осторож-но выбирать слова.

Мысль -- это материальный процесс в мозгу; и всякое движение, исходящее из

этого материального процесса, продолжает оставаться материальным.

Бом: Да, так должно быть.

Кришнамурти: Правильно. Существует ли какая-то дру-гая деятельность,

которая не является материальным процес-сом?

Бом: Конечно, люди веками задумывались над этим вопросом. Существует

ли, помимо материи, дух?

Кришнамурти: Дух, Святой Дух! Существует ли какая-то иная деятельность

мозга, которая не может быть рассмат-риваема как материальный процесс?

Бом: Она не может быть зависимой. Озарение не может зависеть от

материального процесса, так как оно было бы тогда всего лишь другим

материальным процессом.

Кришнамурти: Озарение не может зависеть от матери-ального процесса,

каковым является мысль.

Бом: Но вы выражали это иначе, говоря, что материаль-ный процесс может

зависеть от озарения, может быть изме-няем озарением.

Кришнамурти: О, подождите. Материальный процесс зависит от озарения, а

озарение не зависит от этого процесса.

Бом: Так вот, многие люди, возможно, не понимают, как нечто

нематериальное могло бы воздействовать на то, что материально.

Кришнамурти: Да, правильно.

Бом: Можно легко согласиться с тем, что нечто немате-риальное не

подвержено воздействию материи, но как тогда это работает в обратную

сторону?

Кришнамурти: Что вы говорите? Мозг, мысль с ее содержанием - это

материальный процесс. Всякая деятель-ность, которая от него исходит, есть

его часть. А озарение, является ли оно также частью этого процесса?

Бом: Мы согласились с тем, что озарение не зависит от этого процесса;

оно не может быть его частью. Но оно все же может действовать внутри

материального процесса, и это имеет решающее значение.

Кришнамурти: Да. Верно. Озарение не зависит от мате-риального процесса,

но, тем не менее, может воздействовать на него.

Бом: Давайте немного остановимся на этом. В науке обычно говорят, что

если 'А' может оказывать действие на 'В', то существует обычно и ответное

действие 'В' на 'А'. Мы не находим случаев, где 'А' действует на 'В', а 'В'

никогда не действует на 'А'.

Кришнамурти: Понимаю,