Дион Форчун

Мистическая Каббала

шесть Выс¬ших Сфирот и видели, как действуют три Высших прин¬ципа в качестве основы проявления и как три Абстрактных принципа выражаются в проявленном. Высшие три принципа латентны

(скрыты), а низшие три —действенны (могущест¬венны). Усвоив эти вещи, мы оказываемся обладателями сис¬темы, объясняющей бесконечное разнообразие проявления планов формы путем сведения их к тем первичным прин¬ципам, которые позволяют ясно увидеть отношения и виды взаимодействия между вещами, а также направления их раз¬вития. Подобной ясности невозможно достичь при попытке свести объяснение вещей только к описанию форм.

4. Низшая функциональная единица Древа Жизни является не треугольником, а четверкой — кватернером, ко¬торый, как говорят каббалисты, образовался в результате Падения в Бездну (или в Первозданный Хаос), причем голо¬ва Левиафана вздымается из этой Бездны почти до Тиферет. Выше ему не дозволено подняться, и поэтому говорят, что шесть Высших Сфирот хранят невинность. Другими сло¬вами, четыре нижние Сфирот принадлежат планам формы, где сила уже не движется свободно, а «связана, заперта, ограничена» и может быть освобождена только в результате разрушения формы.

5. Тиферет, как уже отмечалось, является центром Гар¬монии Древа. Равновесие дает начало стабильности, а стабильность —связыванию. При дальнейшем нисхождении жизни по Пути Инволюции принцип связывания, или сцеп¬ления начинает играть все более возрастающую роль, пока не достигает апогея в Малкут.

6. Нетрудно понять, что в процессе нисхождения жизни через Нецах осуществляется детализация и специализация активных принципов Абстрактного Треугольника, а в Йесод они достигают значительного единообразия, определяя в дальнейшем формы Малкут. Как только инициировано раз¬витие Малкут —плана чистой формы, начинается движение эволюционного потока назад — к духу, в процессе которого сбрасываются путы формы, но сохраняются способности, приобретенные в результате обучения в школе формы.

7. Мы можем представить себе далее, что многочислен¬ные абстрактные принципы жизнедеятельности облекаются в форму под влиянием накопленного опыта внешних прояв¬лений в Царстве Формы. Если говорить на языке каббалиста, эти принципы испытывают влияние Падения и теряют свою невинность.

8. Приведенные соображения позволяют нам проникнуть в природу Кватернера Планов Формы и обеспечивают воз¬можность прохождения Средним Путем между легковерием и скептицизмом в этой Сфере Иллюзий, как ее иногда не очень доброжелательно называют.

9. Огромный приток развивающейся жизни, порож¬даемой в виде эманации Тиферет, расщепляется Сфирой Нецах, как луч света —призмой, на множество видов прояв¬ления. Поэтому последняя Сфира описывается в

10. Проявлением в Малкут завершается развертывание дуги инволюции и начинается движение жизни в обратном направлении — параллельным инволюции курсом по возв¬ратной дуге эволюции. Развивается человеческий интеллект, начинающий размышлять о причинной обусловленности явлений и обнаруживающий богов. Заметим, что первобыт¬ный человек никогда не приходил к монотеизму, сделав всего один шаг; любые следствия он всегда связывал с многооб¬разием причин, и потребовалась работа многих поколений образованных людей, прежде чем это многообразие было све¬дено к Единому.

11. Предыдущие рассуждения подводят нас к важней¬шему вопросу оккультной науки, отражающему страх, охва¬тывающий каждого исследователя Невидимого. Этот вопрос включает в себя и функции Сфинкса, поскольку задается душе, и от ответа на него зависит судьба последней. Не будет ли исследователь обречен на скитание в царствах иллюзий? Возвратится ли он назад на уровни формы, или же ему будет дозволено раствориться в сиянии? Короче, этот вопрос выражается так: «Веришь ли ты в богов?» Если человек отве¬чает положительно, он будет скитальцем на планах иллюзии, поскольку боги на самом деле не являются личностями в том смысле, который обычно вкладывается в это слово. Если же он отвечает отрицательно, ему придется отправиться назад ко входным воротам, поскольку боги не являются иллюзиями. Каков же ответ?

12. Интуиция поэта предлагает следующий ответ:

"Любовь и честь Богов возникли в мыслях,

Когда лишь песня родилась в душе,

Земля во сне и наяву не