Дион Форчун

Мистическая Каббала

— законодателем на престоле, вторая — королем-воителем на колеснице. Они являются соответственно конструктивным и деструктивным принципами. Интересно отметить, что Бина, высшая Мать, является также Сатурном, уплотнителем. Сатурн связан сопутствующим ему символом серпа со Смертью, атрибутом которой является коса, а также со Временем — благодаря песочным часам. В Бина мы находим источник Формы. Согласно «Сефер Йецира», Мал¬кут восседает на престоле Бина, поскольку Бина — Сатурн, или Смерть, — является источником материи; форма являет¬ся разрушителем силы. Одновременно с этим пассивным раз¬рушителем существует также активный разрушитель, и на Колонне Правосудия мы обнаруживаем Марс-Гебура непосредственно под Бина. Таким образом, сила, скрытая в форме, освобождается благодаря деструктивному влиянию Марса, аспекта Шивы в Божестве. Хокма — Зодиак —представляет кинетическую силу; Хесед — Юпитер, милостивый царь, — представляет организованную силу; синтез обеих этих Сфирот осуществляется в Тиферет, Центре Христа, Центре Спасителя и Гармонии.

24. Следующая триада — Нецах, Ход и Йесод — предс¬тавляет магическую и астральную стороны вещей. Нецах (Венера) представляет высшие аспекты сил природы, Зеле¬ный Луч; а Ход (Меркурий) представляет рациональность магии. Первое представление — мистическое, а второе — оккультное, и они синтезируются в Йесод. Эти две Сфирот никогда не следует рассматривать раздельно, как и находя¬щуюся над ними пару — Гебура и Гедула (синоним Хесед). Об этом свидетельствует и тот факт, что в Каббале они приписываются соответственно правой и левой рукам и левой и правой ногам.

25. Итак, ясно, что в Колонне Правосудия находятся три Сфирот-формы, в Колонне Милосердия — три Сфирот-силы, а между ними — в Колонне Правосудия — расположены различные уровни сознания. Колонна Право¬судия, с Сфирой Бина на вершине, является женским прин¬ципом, Пингалой в представлении индусов и Инь в представлении китайцев; Колонна Милосердия, с Сфирой Хокма на вершине, является Идой в представлении индусов и Ян в представлении китайцев, а Колонна Правосудия — Сушумной и Дао.

Глава 12 Боги на Древе

1. Сравнивая различные религии с их бедным родствен¬ником — фольклором, согласимся, что первобытный чело¬век, анализируя явления окружающей природы, видел в них деяния существ, близких ему по типу, но превосходящих по силе. Поскольку их нельзя было увидеть, он не без основания называл их невидимыми; он не мог видеть свой собственный разум при жизни или души друзей после их смерти и делал вывод, что существа, порождавшие явления природы, имели ту же самую суть, что и невидимые, но активные, разум и душа.

2. Сейчас, в изложении антропологов, все это звучит очень примитивно потому, что при переводе идей дикарей на современный язык используются слова, приводящие к стран¬ным ассоциациям. Например, в стандартном переводе одного из главных древних писаний Китая почтенный философ Лао Цзы назван буквально «Старый Мальчик». Это звучит комично для уха европейца, однако по смыслу немногим отличается от того, что можно найти в другом Писании, ко¬торому посчастливилось попасть в руки более заботливых переводчиков: «Если не будете

как дети...». Я не синолог, но склоняюсь к мнению, что перевод «Вечный Ребенок» был бы если не более точным, то во всяком случае более благозвуч¬ным.

3. В Мистериях существует поговорка: «Остерегайся поносить имя, которым кто-то называет Бога. Ибо если ты оскорбишь Аллаха, ты оскорбишь Адонаи».

4. И в конце концов, был ли первобытный человек так уж далек от истины, когда считал причиной природные явлений процессы такого же характера, что и мыслительные процессы в человеческом сознании, только на более высоком витке? Не на этой ли точке зрения постепенно сходятся физика и метафизика? Допустим, что мы переформули¬ровали утверждение первобытного философа и сказали: «Ис¬тинная природа человека аналогична природе его Соз¬дателя». Можно ли считать, что мы сказали нечто кощунст¬венное или нелепое?

5. Мы можем персонифицировать силы природы в тер¬минах человеческого сознания; мы можем абстрактно расс¬матривать человеческое сознание в терминах сил природы. Оба подхода одинаково правомерны в оккультной метафизике, и обращение к ним предоставляет в наше рас¬поряжение целый ряд очень интересных ключей и важных практических применений. Мы не должны, однако, подобно невежде, допускать ошибку, заявляя, что А есть В, когда имеем в виду, что А обладает той