Дион Форчун

Мистическая Каббала

эксперимен¬тально, поскольку они позволяют нам очевидным образом манипулировать этой тонкой субстанцией, с учетом, как мы уже объяснили, ограничений ее собственной природы. Два из этих свойств весьма важны для работы практического оккультиста, поскольку они фактически формируют основу всей его системы.

10. Первым из этих свойств является способность ас¬трального Эфира отливаться в формы посредством ума; вто¬рым — способность астрального Эфира удерживать в своих сетеподобных линиях напряжения, как в корзине голубиного гнезда, молекулы плотной материи. Можно задать вопрос, откуда нам известно, что Эфир обладает этими качествами, столь важными для наших магических построений? Мы отве¬чаем, что только существование этих свойств позволяет объяснить свойства живой материи и сознающего духа. Ни ум, ни материя не поддаются объяснению в их собственных терминах: ум — без привлечения терминов чувства, живая материя — без привлечения терминов сознания. Чувство всегда должно быть делом ума и материи, которые сами по себе необъяснимы. Для сколько-нибудь убедительного объяс¬нения нервного ощущения мы должны основываться на пред¬положении субстанции, посредующей между разумом и материей. Для понимания целенаправленного движения мы равным образом нуждаемся в существовании аналогичной или тождественной субстанции, то есть такой, которая обла¬дает силой для получения и удерживания умственных впечатлений и влияния на положение в пространстве атомов материи. Это и есть те свойства, которыми мы наделяем наш гипотетический астральный Эфир, прибегая к тем же аргументам в оправдание его эмпирической природы, кото¬рые мы принимаем в пользу сходной природы в случае физического. В подтверждение нашей гипотезы мы обраща¬емся к прецеденту, и если аргументы в пользу эфира физиков достаточно приемлемы, тогда тем более обосновано сущест¬вование Эфира психологии. Существует старинная максима, которая гласит, что не следует множить гипотезы без необ¬ходимости. Но если упомянутая здесь гипотеза оказалась по-своему столь плодотворной, мы тем самым имеем оправ¬дание, экспериментируя с подобною ей в той науке, которая родственна психологии. Одно, во всяком случае, бесспорно: психология никогда не сможет прогрессировать, если оста¬нется ограниченной материалистической точкой зрения, по-п¬режнему рассматривая сознание в качестве

эпифеномена, — так сказать, в качестве неприменимого и бесцельного побоч¬ного продукта физиологической активности — если вообще можно что-либо в природе считать неприменимым и бес¬цельным. Достаточно вспомнить историю с мазутом, который из неприменимого и бесцельного побочного продукта произ¬водства бензина превратился затем в источник ценнейших химикатов, красителей и лекарств.

II

11. В магии Сфира Йесод представляет кардинальную важность, — точно так же, как Сфира Тиферет является функциональной сферой мистицизма и соответствующих трансцендентных контактов с Божественным. Древо Жизни естественно рассматривается как целое, действующее триа¬дами. Трем Высшим Сфирот соответствуют их отражения в триаде Хесед — Гебура — Тиферет. Любому, кто знаком с Каббалой на практике, известно на собственном опыте, что для всех практических целей аналогом Кетер служит Тиферет, пока мы обитаем в этом доме из плоти, поскольку никто не может взглянуть на Лик Божий и остаться в живых. Отца мы можем видеть только отраженным в Сыне; Тиферет и есть та Сфира, которая нам «показывает Отца».

12. Сфирот Нецах, Ход и Йесод образуют Низшую Триаду, затмеваемую Тиферет подобно тому, как Низшую Личность затмевает Высшая. Собственно говоря, в таком понимании четыре Низшие Сфирот образуют Личность Древа, или единство его воплощения; Высшая Триада — Хесед, Гебура и Тиферет — образует Индивидуальность, или Высшую Личность, а Три Божественных соответствуют Божественной Искре.

13. Следует заметить, что, хотя каждая Сфира рассмат¬ривается как эманирующая последующую, Триада, если она уравновешена, всегда представляется как Пара Противо¬положностей, проявляющаяся в Функциональном Третьем. В этой Низшей Триаде мы находим Нецах и Ход уравновешен¬ными в Сфире Йесод, которая представляется нам как адре¬сат их эманации. Но она также получает эманации от Тиферет, и через Тиферет —эманации от Кетер, поскольку всегда актуальна линия силы нисходящей, действующей по направлению к основанию Колонны. Следовательно, пос¬кольку Йесод получает влияние также и от Нецах и Ход, ко¬торые, в свою очередь, получили влияние свыше по осям соответствующих Колонн,