Дион Форчун

Мистическая Каббала

если проанализировать эти слова, в них невозможно обна¬ружить ничего особенного. Тем не менее, они передали некий образ, символ, и разум интуитивно, где-то за пределами здра¬вого смысла, достиг понимания, хотя последнее и возможно только в виде некоторого образа.

12. Мы должны отдавать себе отчет, что в чрезвычайно абстрактных областях наш разум использует символы, при умелом обращении стимулирующие осознание, своеобразные семена мысли, из которых прорастает понимание, хотя мы и не способны понять сам символ.

13. Постепенно, шаг за шагом, осознание конкретизирует Абстрактное, усваивает в терминах своей собственной природы то, что принадлежит иной сфере. Мы сделаем огромную ошибку, если вместе с Гербертом Спенсером попытаемся доказать, что, поскольку нечто непостижимо для самого изощренного ума, то оно навсегда останется Непоз¬наваемым. Со временем наши знания расширяются, развиваются способности человека. В парнике инициации, уберегающем от непогоды, взращиваются невиданные возмож¬ности, предусмотренные дальнейшим ходом эволюции. Раз¬витие сознания адепта возможно до такого предела, который ныне находится за горизонтом человеческого разума. Инициирующие идеи. могут быть предложены лишь в символической форме, но любой интеллект, испытавший в каком-либо виде опыт нового функционирования, будет спо¬собен и в дальнейшем руководствоваться этими идеями на своем уровне,

только он не всегда способен перенести их в сферу сознательной жизни. Вот почему в литературе по эзо¬терической науке рассыпаны плодотворные образы-семена типа «Бог есть воздействие» или «Кетер есть Малкут Скры¬того Бытия». Сами по себе они лишь мгновение пребывают в сознании, подобно яркой вспышке понимания, но без них философская мысль останется бесплодной. В случае же успешного оплодотворения новая идея, прежде чем родиться, проходит все стадии, начиная от бесформенного зародыша мысли.

14. Если мы хотим использовать все возможности нашего интеллекта, то мы должны научиться принимать в расчет период скрытого развития идеи после оплодотворения. Вызов духов в обряде посвящения продуман таким образом, чтобы осуществить, образно говоря, лишь зачатие сознания кандидата. Однако именно Пути Древа, являющиеся ступенями просветления духа, ассоциируются в конечном счете с символизмом ритуалов посвящения.

Глава 6 Древо Жизни

1. Прежде чем мы сможем понять значение любой конк¬ретной Сфиры, мы должны воспринять общую организацию Оз Хиим, Древа Жизни, как целого.

2. Это глиф, т. е. составной символ, предназначенный для представления во всей полноте космоса и связанного с ним духа человека. По мере изучения его мы видим, что это на редкость удачное представление. Мы используем его, как инженер или математик использует калькулятор, — для оценки или расчета сложных аспектов существования во внешней природе или в глубинах духа.

3. Он представлен, как видно из диаграммы 3, в виде совокупности десяти кругов, размещенных в определенном порядке и соединенных друг с другом двадцатью двумя линиями. Эти круги и являются Десятью Священными Сфирот, а соединяющие их линии называются Путями.

4. Каждая Сфира является определенной фазой эволю¬ции. Раввины на своем языке называли Сфирот Десятью Божественными Эманациями. Пути являются фазами развития субъективного сознания, т. е. ступенями или града¬циями (на латинском языке gradus, шаг), в соответствии с которыми дух проявляется в космосе. Сфирот объективны, Пути субъективны.

5. Давайте снова вспомним, что я рассматриваю тра¬диционную Каббалу раввинов не как древнюю реликвию, а как структуру, которая возникла на древней основе благодаря усилиям поколений людей, постигающих ее. И начинающие, и адепты — все они использовали Древо Жизни в качестве инструмента духовного развития и магических действий. Это современная, или Алхимическая Каббала, как ее иногда на¬зывают. Скоро мы убедимся, что она содержит в себе нам¬ного больше, чем традиционные знания раввинов.

6. Теперь давайте, рассмотрим общую схему Древа и ее смысл. На диаграмме 1 видно, что кружки, представляющие Сфирот, расположены в виде трех вертикальных столбцов и что в центре среднего столбца находится Сфира Кетер. Она расположена выше других и входит в состав верхнего треу¬гольника Сфирот. Ее мы уже рассматривали в предыдущей главе. Процитируем, снова Мак-Грегора Мазерса: «Безг¬раничный океан Скрытого Света не исходит из центра, пос¬кольку у него нет центра, однако