Дион Форчун

Мистическая Каббала

мистические религиозные системы, то обнаружим, что все просветленные были единодушны в этом вопросе, а именно —все мужчины и женщины, имевшие практический опыт духовной жизни, утверждали, что их обу¬чали божественные существа. Мы поступим очень глупо, если не обратим внимания на подобные заявления, — и особенно те из нас, кто никогда не имел личного опыта дос¬тижения высоких состояний сознания.

4. Некоторые психологи скажут, что ангелы в мировозз¬рении каббалистов, так же, как в других системах боги и мифические прародители человечества вроде Ману, являют¬ся нашими собственными подавленными комплексами; но есть и

другие, с менее ограниченным кругозором, которые скажут, что эти божественные существа суть проявления скрытых потенций нашего собственного высшего Я. Для религиозного, искренне верующего мистика все подобные рассуждения совершенно не существенны; он достигает результатов — и это все, о чем он заботится; но мистик-философ или, другими словами, оккультист, продумывает этот вопрос и приходит к определенным выводам. Эти зак¬лючения, однако, могут быть поняты только тогда, когда мы знаем, что подразумевается под реальностью, и проводим четкую демаркационную линию между субъективным и объективным. Любой изучавший философию знает, что здесь возникает масса вопросов.

5. Индийские метафизические школы обладают наиболее тщательно разработанными и сложными философскими сис¬темами, в которых делается попытка определить рассматриваемые идеи и сделать их доступными осмыслению; и хотя поколения пророков посвятили свою жизнь решению этой задачи, эти концепции все еще остаются настолько абстракт¬ными, что только после длительного курса обучения, на Востоке названного Йогой, разум способен понять их во всей полноте.

6. Каббалист приступает к работе иначе. Он не пытается заставить разум взлететь на крыльях метафизики в разрежен¬ный воздух абстрактной реальности; он предлагает конкрет¬ный наглядный символ и позволяет ему представлять ту абс¬трактную реальность, которую иначе не способен воспринять неподготовленный человеческий ум.

7. Это в точности тот же принцип, который используется в алгебре. Пусть Х представляет неизвестную величину, У представляет половину X, а 2 — известную величину. Если мы начнем экспериментировать с У, чтобы выявить его связь и количественные отношения с 2, он вскоре перестанет быть полностью неизвестным; по крайней мере мы хоть что-нибудь узнаем о нем. И если мы достаточно искусны, то в конце концов сможем выразить У через 2, после чего начнем понимать X.

8. Существует масса символов, используемых в качестве объектов медитации: крест в христианстве; божественные формы в египетской системе; фаллические символы в других религиях. Эти символы используются непосвященными в качестве средства сосредоточения разума и погружения в определенные мысли, вызова определенных, связанных с ними идей и стимуляции конкретных ощущений. Посвящен¬ный, однако, иначе использует систему символов; он исполь¬зует ее как некоторую алгебру, с помощью которой узнает секреты неизвестных потенций. Другими словами, он исполь¬зует символ как средство направления мысли на Невидимое и Непостижимое.

9. Как же он это делает? Это осуществляется путем использования составного символа, поскольку символ, не увязанный в согласованную систему, не приведет к цели. При созерцании такого составного символа, как Древо Жиз¬ни, проясняется, что существуют определенные отношения между его частями. Есть части, о которых он кое-что знает; в отношении же других ему что-то подсказывает интуиция, или, проще говоря, он строит догадки, делая логические вы¬воды из первоначальных принципов. Разум переходит от одной известной части к другой и при этом проходит, мета¬форически выражаясь, определенные расстояния; он подобен путешественнику в пустыне, который знает расположение двух оазисов и делает форсированный бросок от одного из них к другому. Он никогда бы не осмелился отправиться в пустыню из первого оазиса, если бы не знал местоположения второго; но в конце путешествия он не только знает намного больше чем раньше, о втором оазисе, но и имеет представ¬ление о характере местности между оазисами. Таким обра¬зом, делая форсированные броски от оазиса к оазису через пустыню в ту или другую сторону, путник постепенно исс¬ледует ее; тем не менее сама пустыня не способна поддер¬живать жизнь.

10. Аналогичной является ситуация с каббалистической системой обозначений. Вещи, представляемые ею,