Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

всего гордились

своим искусством, поэзией и философией и дорожили ими не меньше, а то и

больше, чем своей политической свободой или величием. Азия тоже высоко

ценила три эти силы и непомерно гордилась своей общественной организацией,

но ценила много больше и превозносила и почитала гораздо ревностней своих

святых, религиозных деятелей и мыслителей, своих героев духа. Современный

мир более всего гордится своей экономической организацией, политической

свободой, общественным устройством и прогрессом, налаженностью и комфортом

своей социальной и семейной жизни, своей наукой - но наукой главным образом

в применении к практической жизни, т.е. за созданные ею инструменты и

приспособления: железные дороги, телеграфы, пароходы и прочие тысячу и одно

новшество, бесчисленные изобретения и механизмы, которые помогают человеку

овладевать физическим миром. В этом состоит вся разница между древним и

современным взглядом на жизнь.

От этого зависит очень многое; ибо если практический и витальный взгляд

на жизнь и общество является верным, если общество существует исключительно

или главным образом ради материального обеспечения и благополучия,

витального счастья, эффективной политической и экономической деятельности

рода человеческого, тогда наша идея, что жизнь есть поиск Бога и высочайшего

'я' и что общество также должно однажды взять это положение за свой принцип,

оказывается несостоятельной. Современное общество - по крайней мере в своем

сознательном стремлении к цели - довольно далеко от любой попытки прийти к

мысли такого рода; сколь бы велики ни были его достижения, оно признает лишь

два божества: жизнь и практичес-кий разум, организованный под именем науки.

Поэтому к этой вели-кой первичной силе - жизненной силе во всех ее

проявлениях - мы должны отнестись с особым вниманием, чтобы понять, чтоv она

представляет собой на самом деле и чтоv - в видимом своем проявлении.

Витальная сила в видимом своем проявлении нам достаточно хорошо знакома; ибо

она составляет саму плоть, ткань и форму современной повседневной жизни. Ее

главные идеалы - физические блага и витальное благополучие индивида и

общества, полное удовлетворение желаний для обеспечения телесного здоровья,

долголетия, комфорта, роскоши, богатства, развлечения и отдыха, постоянное и

неустанное использование умственных способностей и динамической жизненной

силы в доходной работе и производстве и - как ярчайшие вспышки этой кипучей

и всепоглощающей энергии - творческая деятельность и завоевания разного

рода, войны, вторжения, колонизация, открытия, коммерческие победы,

путешествия, рискованные предприятия, полное обладание земным миром и

эксплуатация его богатств. Вся эта жизнь по-прежнему берет за основу своей

организации старые формы существования - семью, общество, нацию - и

приводится в движение двумя импульсами: индивидуалистическим и коллективным.

Первичный импульс жизни - индивидуалистический; он превращает семейную,

социальную и национальную жизнь в средство наиболее полного удовлетворения

витального индивида. В семье индивид ищет удовлетворения витального

инстинкта обладания, а равно радости любви и дружбы и осуществления другого

своего витального инстинкта - инстинкта размножения. Приобретения человека

здесь заключаются в обладании женой, слугами, домом, богатством, поместьями,

в воспроизведении своих внутренних и внешних качеств в потомстве, в

продолжении своей деятельности в жизни детей и в передаче им своих

приобретений и имущества; кроме того, он получает витальные и физические

удовольствия и более возвышенное наслаждение теплыми чувствами и любовью,

которым семейная жизнь открывает полный простор. В обществе человек получает

возможность менее интимного, но более полного выражения себя и своих

инстинктов. Оно предоставляет человеку более широкое поле для дружеских

отношений, взаимного обмена, совместных усилий и производства,

индивидуальной или коллективной реализации, удовлетворения эмоциональных

потребнос-тей, игры чувств и регулярного развлечения - тех преимуществ,

которые привязывают его к социальному существованию. В нации и ее составных

частях человек находит средства для не столь непосредственного, но все же

более полного выражения чувства силы и власти. Если он обладает силой, он

находит там славу, превосходство,