Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

этически-ми, религиозными, эстетическими, политическими идеями

или некой совокупностью идей, страстно поддерживают их и стремятся

осущес-твить, видя в них практическую ценность, стараются систематизировать

их и превратить в устойчивый закон жизни и при этом безоглядно отдаются

собственному действию и по-настоящему не используют свободный и

беспристрастный разум для обретения верного знания жизни и верной и разумной

власти над ней. Эти идеи до известной степени осуществляются и торжествуют

какое-то время, но сам их успех приносит горькое разочарование. Так

происходит в первую очередь потому, что утвердить их в реальности возможно

только путем компромиссов и соглашений с низшей, иррациональной жизнью

человека, что умаляет их ценность и бросает тень на их блеск и славу.

Зачастую практическое воплощение идей представляется нереальным, и сомнение

и разочарование одолевают веру и энтузиазм, принесшие этим идеям победу. Но

даже если бы все было по-другому, сами по себе эти идеи остаются неполными и

недостаточными; дело не только в том, что их успех лишь весьма относителен:

будь даже их торжество полным, оно все равно вело бы к разочарованию,

поскольку эти идеи не отражают всей истины жизни, а потому не могут надежно

управлять жизнью и ее совершенствовать. Жизнь не укладывается в формулы и

системы, которые пытается навязать ей наш разум; она провозглашает себя

слишком сложной и полной бесконечных возможностей, чтобы подчиниться власти

деспотичного человеческого интеллекта.

Именно по этой причине все построенные человеком системы в конце концов

оказывались несостоятельными: они всегда были не чем иным, как результатом

частичного и беспорядочного применения разума к жизни. Более того, даже

будучи порой в высшей степени ясными и рациональными, эти системы

претендовали на знание всей истины жизни и пытались применять свои идеи

исходя из этого положения. Но они не могли обладать всей истиной жизни, и

жизнь в конце концов разрушала или подрывала их и продолжала свое мощное и

непредсказуемое движение. Используя таким образом свой разум для

удовлетворения и оправдания своих потребностей и страстей, подчиняясь таким

образом импульсу к действию, заключенному в ограниченном, хаотичном и

несовершенном рациональном уме, пытаясь таким образом управлять сложным

единством жизни, опираясь на частичные истины, человечество двигалось

неверными шагами от эксперимента к эксперименту, неизменно веря, что вот-вот

труды его увенчаются успехом, но неизменно обнаруживая, что оно достигло на

пути к своей цели пока еще очень малого - или вообще ничего не достигло.

Понуждаемое самой природой применять разум к жизни, но обладающее при этом

лишь частичным рациональным умом, замкнутым в собственных пределах и

испытывающим темное влияние низшей природы, оно и не могло добиться ничего

большего. Ибо ограниченный, несовершенный человеческий разум не имеет своего

собственного самодостаточного света; он вынужден двигаться вперед с помощью

исследования, эксперимента и действия, через заблуждения и ошибки к более

широкому опыту.

Но за всем этим, несмотря на постоянные неудачи, всегда сохранялась

вера, что человеческий разум в конце концов преодолеет все трудности, что он

очистится и расширит свои пределы, найдет достаточно сил для своей

деятельности и в конечном счете подчинит мятежную жизнь своей власти. Ибо

наряду с несовершенной деятельностью коллективного разума во всем

человечестве всегда имела место работа разума в индивиде, которая принесла

выдающиеся результаты и вознесла мысль в более высокие и чистые сферы по

сравнению с уровнем мышления среднего человека. Это была работа разума,

который всегда стремится к знанию и терпеливо ищет истину ради нее самой -

беспристрастно, исключая вмешательство утилитарных соображений, искажающих

истину, - все изучить, все проанализировать, познать все принципы и процессы

жизни. Философия, Наука, просвещение, интеллектуальные искусства, все плоды

многовековой деятельности критического разума в человеке явились результатом

этих усилий. В современную эпоху под влиянием Науки эта работа интеллекта

приобрела колоссальный размах, и в какой-то момент разум даже стал

претендовать на то, что сможет исследовать и в конечном счете четко

сформулировать истинный принцип