Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

если не полностью уничтоженной, то по

крайней мере сильно разрушенной в результате войны), которая привела к

войне, и теперь, на фоне этого спасительного распада, происходит расчистка

поля человеческой жизни от главных препятствий, мешающих истинному развитию

и движению к более высокой цели.

Bся надежда человечества заключается в тех незрелых, пока еще слабо

проявленных тенденциях, которые несут в себе семена нового субъективного и

психического2 отношения человека к собственному бытию, к своим ближним и к

устройству своей личной и общественной жизни. Влияние этих тенденций можно

увидеть в новых концепциях детского образования и воспитания, получивших

широкое распро-странение в довоенные годы. Прежде образование ребенка

сводилось к чисто механическому воздействию на его природу и насильственному

подчинению жестким стандартам обучения и процесса познания, которые в

последнюю очередь принимали во внимание его индивидуальность и субъективные

качества; семейное же воспитание заключалось в постоянном подавлении и

принудительном формировании его привычек, мыслей и характера по образцу,

установленному кон-венциональными идеями или личными предпочтениями и

идеалами наставников и родителей. Открытие того, что образование должно

выявлять интеллектуальные и нравственные качества ребенка, максимально

развивать их и основываться на знании детской психологии, стало шагом вперед

к более здоровой, более ориентированной на личность системе обучения. Однако

и такая система далека от идеала, ибо она по-прежнему видит в ребенке

объект, который учитель должен обрабатывать и формировать - 'образовывать'.

Но здесь уже намечаются первые проблески понимания того, что каждое

человеческое существо представляет собой саморазвивающуюся душу и что задача

и родителей, и наставника состоит в том, чтобы дать возможность и помочь

ребенку самому образовывать себя, развивать свои умственные, нравственные,

эстетические и практические способности и свободно расти как самостоятельной

личности, которую нельзя мять, лепить, как тесто, по образу и подобию

воспитателей. Еще не открылось осознание того, что такое есть эта душа, или

того, что настоящий секрет заключается в помощи человеку (не важно,

взрослому или ребенку) в обретении своего глубинного 'я', подлинного

психического существа, скрытого внутри. Это психическое существо - если мы

позволим ему выйти на передний план и, тем более, если призовем его на

передовые позиции как 'главнокомандующего, возглавляющего поход', - возьмет

на себя всю задачу нашего образования и разовьет способности нашего

внутреннего разнопланового существа по реализации его потенциальных

возможностей, почувствовать которые или создать адекватную концепцию их

развития нам мешает механистический взгляд на человека и жизнь и основанные

на нем привычные шаблоны поведения и реагирования. Эти новые воспитательные

и образовательные методы прямым путем ведут к истинной реализации

потенциальных возможностей человека. Предпринимается попытка более тесно

соприкоснуться с психическим существом, скрытым за витальной и физической

ментальностью, а растущая вера в его возможности должна в конце концов

привести человека к открытию того, что по сокровенной природе своей он есть

душа и сознательная сила Божественного и что пробуждение этого подлинного

внутреннего человека и есть истинная цель воспитания и образования, да и

всей человеческой жизни, если человек хочет найти скрытую Истину и

глубочайший закон своего бытия и следовать им. Именно это знание древние

пытались выразить в религиозном и общественном символизме, и субъективизм

есть путь назад к утраченному знанию. Начинаясь с углубления внутреннего

опыта человека, продолжаясь как восстановление интуиции и самосознания в

масштабах всего человечества, возможно, на невиданном доселе уровне, этот

путь ведет к революционному преобразованию способа самовыражения человека на

социальном и коллективном уровне.

Между тем зарождающийся субъективизм, подготовливающий рождение нового

века, обнаружил себя не столько в отношениях между людьми или господствующих

идеях и тенденциях общественного развития, которые по-прежнему остаются в

основном рационалистиче-скими и материалистическими и лишь в незначительной

мере затронуты влиянием более глубокой субъективистской