Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

существования, чуть расширить маленький сектор животного существования

в божественном круге бытия - но совершать ментальное становление и рост и

жить со знанием и силой, заключенными внутри, а равно направленными изнутри

наружу - вот что такое человеческая зрелость. Но здесь обнаруживается

двойственный мотив Природы - двойственность, неизбежная при осуществлении ее

замысла в человеке. Человек должен научиться у нее управлять и созидать; но

Природа явно предназначила ему не только управлять самим собой, сотворять и

постоянно преобразовывать в новые и более совершенные формы себя самого,

свое внутреннее существование, свой менталитет, но в согласии с этими

изменениями уп-равлять также окружающей его средой и преобразовывать ее.

Человек должен обратить Разум не только на него самого, но и на Жизнь,

Материю и физическое существование; это с полной очевидностью явствует не

только из закона и природы земной эволюции, но из истории человека, из его

прошлого и настоящего. Если принять во внимание это обстоятельство и

высочайшие стремления и побуждения человека, неизбежно возникает вопрос, а

не предназначено ли ему не только расширять пределы внутренней и внешней

жизни, но и расти вверх, чудесным образом превосходя человеческую природу,

подобно тому, как он превзошел свое животное начало, и превращаться в

существо более чем ментальное, более чем человеческое - в существо духовное

и божественное? Даже если человек не способен на это, все же он может

открыть свой разум тому началу, которое находится за его пределами, и все

больше и больше управлять своей жизнью при помощи света и силы, которые он

черпает в чем-то, превосходящем его самого. Осознание человеком

божественного начала, присутствующего в нем самом и мире, является

величайшим фактом его существования, и вполне возможно, что человеческой

природе предназначено развиваться до божественного уровня. В любом случае

явная цель человека - полнота Жизни, самая широкая и высокая жизнь, какая

только доступна ему, будет ли он представителем совершенного человечества

или новой и божественной расы. Мы должны признать и потребность человека в

целостности, и его внутреннее побуждение превзойти себя, если хотим

правильно определить смысл его индивидуального существования и совершенную

цель и критерий его общества.

Стремление к ментальной жизни ради нее самой - вот что обычно мы

понимаем под словом культура; однако при таком подходе смысл слова остается

слегка расплывчатым, поскольку мы можем понимать его более широко или более

узко в зависимости от наших представлений и пристрастий. Ибо наше ментальное

существование очень сложно и состоит из многих элементов. Во-первых, есть

его нижний, фун-даментальный план, который на эволюционной лестнице

находится ближе всего к витальному. На этом уровне наше существование имеет

две стороны: это ментальная жизнь чувств, ощущений и эмоций, где преобладает

субъективный мотив Природы, хотя с объективным в качестве причины, и

активная, или динамическая, жизнь ментального существа, связанная с

физической деятельностью и полем поведения, где преобладает объективный

мотив, хотя и с субъективным в качестве причины. На следующей ступени

эволюционной лестницы находится более возвышенное существо, с одной стороны,

моральное, с его этической жизнью, а с другой - эстетическое; каждое из них

старается захватить и подчинить своей власти фундаментальный план разума и

обратить опыт и деятельность последнего к своей собственной выгоде: первое -

во имя культуры и поклонения Справедливости, второе - во имя культуры и

поклонения Красоте. И над всеми ними стоит интеллектуальное существо,

которое использует их в своих интересах, помогает им, формирует их, часто

пытается забрать над ними полную власть. Высочайшая достигнутая человеком

ступень эволюции - это жизнь разума, или упорядоченного и приведенного в

гармонию интеллекта, с присущей ему динамической силой разумной воли, -

буддхи, который является или должен быть возничим, управляющим колесницей

человеческой жизни.

Однако человеческий разум состоит не единственно и исключительно из

рационального интеллекта и рациональной воли; в него входят более глубокие,

более интуитивные, более блистательные и мощные, но при этом гораздо менее

проявленные, менее развитые