Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

то впоследствии все же пробуждает к новой деятельности

силы воображения, интуиции, самопознания и самореализации, в результате чего

преобразуются или отмирают старые системы и формулы, совершаются новые

эксперименты и в конце концов открываются более широкие потенциальные

возможности и вводятся в действие новые комбинации сил. Эта двоякая

деятельность интеллектуального разума - который утверждает и реализует свои

идеи, а затем в должный срок вновь подвергает сомнению все достигнутое,

чтобы утвердить новое, который устанавливает принцип и закон и освобождает

от принципа и закона - обеспечивает прогресс человечества, пусть на

отдельных стадиях он и не представляется очевидным.

Но деятельность интеллекта направлена не только вовнутрь и вовне, на

нашу внутреннюю и внешнюю жизнь, в стремлении понять ее, определить ее

нынешние закон и организацию, а также будущие возможности. Интеллект

способен проникать взором ввысь и вглубь, а также обладает более высокой и

озаренной способностью познания, посредством которой получает прозрения из

сокровенных сфер вечного. В таком видении ему открывается образ Истины более

высокого плана, из которой он происходит, - пусть образ несовершенный и

словно бы скрытый за некой завесой, а также интуитивное знание универсальных

принципов нашего существования и его возможностей; он воспринимает и

облекает все, что способен постичь, в интеллектуальные формы, а те

предоставляют нам широкие руководящие идеи, которые формируют наши усилия и

вокруг которых сосредоточивается наша деятельность; он устанавливает идеалы,

которые мы стремимся осуществить. Он обеспечивает нас великими идеями,

которые являются силами (ideves forces)1 - идеями, которые благодаря

заключенной в них энергии воздействуют на нашу жизнь и формируют ее по

своему подобию. Интеллектуальными являются лишь формы, в которые мы облекаем

эти идеи; сами же они нисходят с некого плана истины, где знание и сила суть

одно, а идея не отделима от силы ее самоосуществления. К сожалению,

переведенные в формы нашего интеллекта, действую-щего только путем

разделения и воссоединения - анализа и синтеза - и преобразованные в

деятельность, присущую нашей жизни, которая развивается через своего рода

экспериментальный и эмпирический поиск, эти идеи-силы превращаются в

противоположные и взаимоисключающие идеалы, которые нам чрезвычайно трудно

привести в более или менее удовлетворительную гармонию. Таковы по сути

принципы свободы и порядка, блага, красоты и истины, идеал власти и идеал

любви, индивидуализм и коллективизм, самоотречение и самореализация и сотни

других. В каждой области человеческой жизни, в каждой сфере нашего

существования и нашей деятельности интеллект являет нам противостояние

подобных основополагающих идей и противоречащих друг другу принципов. Он

видит, что в каждой идее (принципе) заключена истина, которая находит отклик

в одной из важных частей нашего существа: в нашей высшей природе он

выражается в сознательном понимании правды, в нашей низшей природе - в

инстинктивном. Он стремится реализовать все идеи по очереди, выстраивает

вокруг каждой систему действия и мечется между разными противоположно-стями.

Либо он пытается сочетать их, но не удовлетворяется ни одной из созданных

комбинаций, поскольку ни одна не приводит к совершенному примирению или

приемлемому согласию противоречивых идей и принципов. Конечно, такое по

силам лишь более широкому и высокому сознанию, человечеством еще не

достигнутому, в котором все противоположности пребывают в вечной гармонии и

даже единстве, поскольку изначально и вечно они едины. Но все же каждое

новое усилие интеллекта, направленное на нашу внутреннюю и внешнюю жизнь,

расширяет и обогащает нашу природу, открывает перед ней новые возможности

самопознания и самореализации и приближает момент пробуждения в нас этого

высшего сознания.

Таким образом, индивидуальный и социальный прогресс человека имел два

аспекта: с одной стороны, самопросвещение человека, с другой - приведение

себя в гармонию с разумом и разумной волей как посредниками между

человеческой душой и ее деятельностью. Из низшей примитивной жизни

инстинктов и импульсов человек должен был развивать бесконечные возможности

самопостижения, самоуправления,