Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

и пока что едва ли способные управлять собой

сила и свет, которым мы даже не имеем названия. Так или иначе, эта сила

устремляет человека к некому озарению, которое есть не холодный свет

рассудка, не теплый и текучий свет сердца - но сверкание молнии и сияние

солнца. Конечно, эта светоносная сила может занять подчиненное положение и

просто помогать рассудку и сердцу своими вспышками; но ею движет иное

побуждение - изначально присущее ей побуждение, выходящее за пределы

рассудка. Она стремится осветить интеллектуальное существо, осветить

существо этическое и эстетическое, эмоциональное и активное, осветить даже

чувства и ощущения. Она предлагает в словах откровения, она озаряет как

будто сверканием молний, она являет в некоем мистическом или духовном

великолепии или извлекает на ровный, но почти сверхъестественный для

ментального человека свет Истину более великую и подлинную, чем знание,

которое дают Разум и Наука, Справедливость более высокую и божественную, чем

моралистский перечень добродетелей, Красоту более глубокую, универсальную и

чарующую, чем эстетическая или художественная красота, которой поклоняется

художник, радость и божественные восторги, перед которыми меркнут и бледнеют

все обычные эмоции, Чувство, превосходящее все чувства и ощущения,

возможность божественной Жизни и деятельности, не доступную импульсам и

видению человека в рутине повседневной жизни. Очень разнообразны, очень

фрагментарны, зачастую очень неясны и обманчивы результаты воздействия этого

силы-света на все части человеческой природы, находящиеся ниже разума; но в

конечном счете именно к этому он стремится, претерпевая сотни искажений.

Формальные вероучения и религиозные ритуалы захватывают и истребляют или по

крайней мере ослабляют и подавляют его; вульгарные конвенциональные религии

безжалостно торгуют им и разменивают его на жалкую мелкую монету; но он

по-прежнему остается светом, к которому стремятся религиозный дух и духовное

начало человека, и бледное мерцание его живет даже в полностью выродившихся

формах религии.

Именно многосоставная природа ментального существа наряду с отсутствием

какого-то единого принципа, который мог бы уверенно преобладать над другими,

отсутствием какого-либо надежного и постоянного света, который мог бы

направлять разум и разумную волю, удерживая от колебаний, является главным

препятствием, камнем прет-кновения на пути человека. Все непримиримые

противоречия, противостояния, антагонизмы, борьба, обращения к новому,

возвращения к старому, искажения в пределах его менталитета, все хаотические

столкновения идей, импульсов и тенденций, затрудняющие его усилия, есть

результат естественного взаимного непонимания и противоречивых требований

различных частей человеческой природы. Разум человека - это судья,

принимающий противоречивые решения, которого просители могут подкупить и на

которого могут оказать давление; его разумная воля - это правитель,

обеспокоенный конфликтами между разными княжествами своего королевства и

сознанием собственной пристрастности, а в конечном счете некомпетентности.

Все же, несмотря на все это, человек сформировал известные широкие понятия

культуры и ментальной жизни, и его противоречивые представления о них

соответствуют некоторым четким линиям, определенным различными частями его

природы и оформленным в общую систему кривых развития на основе его

многочисленных попыток достичь либо некого окончательного критерия, либо

всеобъемлющей гармонии.

Прежде всего, существует различие между цивилизацией и варварством.

Цивилизация в обычном, общепринятом смысле этого слова означает состояние

развитого общества - управляемого, контролируемого, организованного,

образованного, обладающего знанием и технически оснащенного - в

противоположность обществу, которое не имеет (или принято считать, что не

имеет) этих преимуществ. В известном смысле краснокожий индеец, басуто или

островитянин с островов Фиджи имели свою цивилизацию; у них было жестко,

пусть и просто, организованное общество, общественный закон, некоторые

этические идеи, религия, своего рода система воспитания; в их жизни было

много достоинств, которых мы, к сожалению, не видим в цивилизованном мире;

но мы условились называть их дикарями и варварами, похоже, главным