Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

и роста. Также и индивид

не может достичь расцвета одними лишь собственными усилиями; ибо

универсальное - объединение и сообщество ему подобных - является в настоящее

время его опорой и источником его силы; именно возможности универсального

человек реализует индивидуальным образом, даже когда поднимается выше

настоящего уровня универсального и сам в своем феноменальном бытии является

одним из его выражений. Упадок общества в конечном счете подрывает основы

жизни индивида, а подъем первого способствует подъему последнего. Вот чему

учит нас истинный субъективизм: во-первых, наше 'я' выше нашего эго или

нашей низшей природы; во-вторых, в нашей жизни и нашем существе мы есть не

только мы сами, но и все прочие; существует неявная общность людей, против

которой наш эгоизм может восставать и бороться, но от которой нам никуда не

уйти. Древней Индии принадлежит открытие того, что, во-первых, наше

подлинное 'Я' есть Верховное Существо, являющееся нашей истинной сутью,

которое мы должны открыть в себе и которым должны сознательно стать, и,

во-вторых, что это Существо, выраженное в индивиде и обществе1, едино во

всем, и только признавая и осуществляя наше единство с другими, мы можем

полностью реализовать наше подлинное внутреннее бытие2.

Человечество имело смутное общее представление об этих двух истинах

применительно к индивиду, хотя предпринимало очень слабые и разрозненные

попытки считаться с ними на практике и в девяти случаях из десяти старалось

отойти от них - даже когда внешне частично провозглашало их справедливость.

Однако эти истины применимы не только к индивиду, но и к нации. И вот в чем

крылась первая ошибка германского субъективизма. Рассуждая об Абсолюте,

индивидуальном и универсальном, Германия обращала взор в себя и видела, что

в действительности, в реальной жизни, Абсолют (как ей казалось) выражает

себя как эго, и, опираясь на заключения современной Науки, она видела в

индивиде просто клетку коллективного эго. Значит, коллективное эго является

величайшим реально существующим организованным выражением жизни, и именно

ему все должно подчиняться, поскольку это будет лучше всего соответствовать

Природе и способствовать ее эволюции. Великое человеческое сообщество

существует, но в зачаточном и неорганизованном виде, и скорейшего его

прогресса можно достичь, развивая наиболее эффективную из уже существующих

форм коллективной жизни, т.е. на практике через рост, совершенствование и

господство наиболее прогрессивных наций или одной наиболее прогрессивной

нации - коллективного эго, которое лучше всех осуществило замысел Природы, и

чья победа и господство являются потому волей Божией. Ибо все формы

организованной жизни, все обладающие самосознанием эго находятся в состоянии

войны - временами явной, временами скрытой, временами полной, временами

частичной, - и выживание достойнейших в этой войне обеспечивает наивысший

прогресс человечества. А какая нация была - по общему признанию, равно как и

в собственном понимании Германии, - самой достойной, самой прогрессивной,

деятельной, высококультурной и наиболее полно реализующей себя, если не

германская? Значит, реализация коллективного германского эго и обеспечение

его роста и господства были одновременно верным законом разума, высшим

благом для человечества и миссией великой и высшей германской расы1.

Из этого эгоистического представления Германии о себе логически вытекал

ряд положений, каждое из которых, взятое по отдельности, представляло ошибку

ложного субъективизма. Во-первых, поскольку индивид является лишь клеткой

сообщества, его жизнь необходимо полностью подчинить продуктивной жизни

нации. Его необходимо сделать действительно полезным - нация должна

позаботиться о его образовании, надлежащих средствах к существованию,

тщательной профессиональной подготовке, об упорядочении его жизни и о

контроле за его деятельностью - но как деталь социального механизма или

послушное орудие Жизни нации. Инициатива должна исходить от сообщества,

выполнение вменяется в обязанность индивиду. Но что представляет собой

сообщество и каким образом оно может выразить себя не только как некая

единица, обладающая самосознанием, но и как организованная и деятельная

коллективная воля и самонаправляемая энергия? - Государство, вот в чем

крылся