Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

синдикализм, анархизм,

классовую борьбу, спровоцировал восстание пролетариата и вел войны, которые

называют борьбой идей или культур, - тип жестокого конфликта, в точности

отра-жающий самую суть этого нового варварства, или за несколько дней

подготовил революции в России, совершить которые интеллигенция не сумела за

столетие отчаянных усилий и страданий. Именно его пришествие явилось

фактором, ускорившим преобразование современ-ного мира. Если Ленин,

Муссолини, Гитлер достигли своего стремительного и почти ошеломительного

успеха, то только потому, что эта движущая сила, эта живо реагирующая

активная масса была готова привести их к победе - сила, которой не хватало

их менее удачливым предшественникам.

Первые результаты столь важной перемены обнадеживали нас в нашем

стремлении к прогрессу, но слегка обескураживали мыслителя и поклонника

высокой и утонченной культуры; ибо если теперь культура - или ее подобие -

стала в какой-то мере более доступной народу, то, как кажется на первый

взгляд, она не укрепилась и не стала благородней из-за широкого доступа к

ней полупросвещенных народных масс. Да и не похоже, чтобы разум и разумная

воля лучших мыслителей стали управлять миром сколько-либо успешней, чем

прежде. Коммерческий дух по-прежнему лежит в основе современной цивилизации;

погоня за чувственными удовольствиями по-прежнему является ее движущей

силой. Современное образование в целом не исправило человека, живущего

жизнью чувств; оно лишь приучило его к вещам, прежде для него непривычным: к

ментальной деятельности и занятиям, к интеллектуальным и даже эстетическим

ощущениям, к идеалистическим настроениям. Человек по-прежнему живет на

витальном плане, но хочет получать стимулы свыше. Он нуждается в армии

писателей, которые поддерживали бы его ментальную деятельность, поставляя

ему пищу для ума; он жадно тянется ко всякого рода информации,

систематизировать или усвоить которую у него не хватает желания или времени,

к популярному научному знанию, к таким новым идеям, которые он в состоянии

воспринять при условии, что они излагаются убедительно или блестяще, к

разного рода ментальным ощущениям и возбуждению, к идеалам, которые, как ему

приятно считать, определяют его поведение, и которые порой на самом деле в

известной мере вдохновляют его поступки. Все это по-прежнему остается

деятельностью и ощущениями низшего ментального существа, но уже гораздо

более открытого и свободного. И представители культуры, интеллигенция, вдруг

обнаруживают, что этот человек - если сначала заинтересовать или развлечь

его - способен услышать их, чего нельзя было ожидать от чистого обывателя;

теперь у них появилась возможность воплотить свои идеи в жизнь -

возможность, какой они никогда не имели прежде. В результате снизился общий

уровень мысли, искусства и литературы; талант и даже гений вынуждены идти по

проторенной дорожке дешевой популярности; писатель, мыслитель и ученый по

большей части оказались в положении, подобном положению образованного

грека-раба в римском доме, где он должен был обслуживать, ублажать,

развлекать и наставлять своего господина, внимательно учитывая при этом его

вкусы и предпочтения и ловко повторяя манеру и стиль поведения, которые

пришлись ему по нраву. Одним словом, демократизация более высокой ментальной

жизни, ее низведение на уровень чувственных ощущений и активизация дали

результаты как хорошие, так и плохие. Во всем этом исполненный веры взор,

вероятно, может разглядеть еще неуверенное начало великих перемен. Мысль и

Знание, пусть пока еще не Красота, получают возможность заявить о себе и

даже быстро развить некую сильную, еще не вполне разумную, но все же в

конечном счете действенную волю для осуществления своих целей; объем

культуры и количество людей, которые мыслят и всерьез стараются понять и

осмыслить ее, чрезвычайно возросли за всем этим фасадом чувственной жизни, и

даже сам чувственный человек начина-

Глава X. Эстетическая и этическая культура

Идея культуры начала вырисовываться перед нами несколько отчетливей,

или, по крайней мере, мы четко выделили и противопоставили ей естественные

ее противоположности. Нементальная, чисто физическая жизнь определенно

является противоположностью культуры, это варварство; неинтеллектуальная

витальная,