Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

отношение к действительности привело к тенденции

превратить все формы общественной жизни в таинство, религиозное и священное,

однако еще не лишая их жизненной силы и гибкости, которых мы не видим в

жесткой структуре 'первобытных' общин, поскольку они уже перешли из

символистической стадии развития в конвенциональную, хотя и по кривой упадка

вместо кривой роста. Всем управляет духовная идея; поддерживающие ее

символические религиозные формы закрепляются на уровне канона; общественные

формы неопределенны, гибки и способны на бесконечное развитие. Один элемент,

однако, начинает обретать черты прочной устойчивости - а именно

психологический тип. Таким образом, сначала мы имеем символическую идею

четырех сословий, выражающую (говоря отвлеченно-образным языком, который

ведические мыслители не стали бы использовать и, вероятно, не поняли бы, но

который лучше отвечает нынешнему образу мышления) Божественное как знание в

человеке, Божественное как силу, Божественное как производство, обладание и

взаимопомощь, Божественное как служение, покорность и труд. Это деление

соответствует четырем космическим началам: Мудрости, которая содержит в себе

порядок и принцип всего существующего; Силе, которая санкционирует ее

действие, поддерживает и укрепляет ее; Гармонии, которая приводит в согласие

все части; и Труду, который служит остальным началам. Затем на основании

этой идеи сложился устойчивый, но еще не жесткий общественный строй, в

основу которого был положен в первую очередь характер и психологический тип1

с соответствующей ему этической нормой, а во вторую очередь - социальная и

экономическая функция2 последнего. Но сама функция определялась ее

соответствием психологическому типу и этической норме; она была не основным

и не единственным фактором. Первая, символистическая стадия такой эволюции

является преимущественно религиозной и духовной; все прочие элементы,

присутствующие в ней,- психологические, этические, экономические,

материальные - целиком подчинены духовной и религиозной идее. Вторая стадия,

которую мы можем назвать типической, является преимущественно

психологической и этической; все прочее, даже духовное и религиозное,

подчинено психологической идее и выражающему ее этическому идеалу. Тогда

религия становится мистическим обоснованием этического принципа и учения,

Дхармы; это становится ее главным общественным назначением, во всем же

остальном она принимает все более и более потусторонний характер. Идея

непосредственного выражения божественного Существования, или космического

Принципа в человеке, утрачивает господствующее влияние, первостепенное

значение и ведущую роль; она отступает, уходит на задний план и наконец

исчезает из жизненной практики, а в конечном счете даже из теории.

Типическая стадия развития создает великие общественные идеалы, которые

сохраняют свое влияние на сознание людей даже после того, как сама стадия

осталась в прошлом. Главное ее живое наследие заключается в понятии

общественного долга и чести: долга и чести брамина, которые состоят в

чистоте, благочестии, глубоком почтении к творениям ума и духа, бескорыстном

обладании ученостью и знанием и стремлении исключительно к ним; долга и

чести кшатрия, которые предполагают отвагу, рыцарское великодушие, силу,

известную гордую сдержанность и самообладание, благородство нрава и все, к

чему такое благородство обязывает; долга и чести вайшьи, которые заключаются

в честности и надежности в делах и торговле, добросовестном производстве,

соблюдении установленного порядка, щедрости и благотворительности; долга и

чести шудры, которые выражаются в послушании, подчинении, верном служении и

бескорыстной преданности. Но все эти понятия постепенно утрачивают живую

связь с породившей их чистой психологической идеей, перестают быть

естественным выражением внутреннего мира человека; они превращаются в

условность (конвенцию), хотя и самую благородную из условностей. В конечном

счете они сохраняются в обществе скорее в качестве традиции, закрепленной в

мысли и слове, нежели в качестве жизненной реальности.

Ибо типическая стадия естественным образом переходит в

конвенциональную. Конвенциональная стадия развития человеческого общества

начинается тогда, когда внешние атрибуты, внешние выражения