Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

быть ее орудиями и слугами, и когда необходимость в них

отпадает, их следует отвергать и уничтожать. Правда и то, что человек должен

набираться опыта, обращаясь к уму и жизни окружающих людей, и извлекать

наибольшую пользу из опыта человечества прошлых веков, а не ограничивать

себя узкими рамками собственного мировоззрения; но пре-успеть в этом он

сможет лишь тогда, когда сделает все найденное своей собственностью, усвоив

его и приведя в гармонию с собственной природой и подчинив зову будущей

жизни, все шире раздвигающей свои горизонты. Свобода, которой требовал

мятежный человеческий ум для индивида, есть не просто эгоистический вызов и

бунт, каким бы эгоистическим путем эта свобода порой ни достигалась и сколь

бы однобоко и неверно ни использовалась - это божественный инстинкт

человеческой природы, закон 'Я', его требование пространства и единственное

главное условие его естественного самораскрытия.

Индивид принадлежит не только человечеству в целом, его природа

представляет собой не только вариацию человеческой природы в целом - он

принадлежит также к определенной расе, определенному классу, определенному

ментальному, витальному, физическому, духовному типу, и в этом отношении он

сходен с одними и отличается от других. По принципу этого сходства человек

стремится объединиться с себе подобными в церквях, сектах, общинах,

сословиях, товари-ществах, ассоциациях, жизни которых он помогает, и с их

помощью обогащает как свою жизнь, так и жизнь крупной экономической,

социальной и политической группы или общности, к которой принадле-жит. В

нынешнее время такой общностью является нация. Своим вкладом в национальную

жизнь (хотя и не только этим) человек помогает общей жизни человечества в

целом. Но следует заметить, что он не ограничен и не может быть ограничен

рамками ни одного из этих сообществ; он является не просто аристократом,

купцом, воином, священнослужителем, ученым, художником, земледельцем или

ремесленником, не просто религиозным, общественным или политическим

деятелем. Равно он не может быть ограничен рамками своей нации; он является

не просто англичанином, французом, японцем или индийцем; если одной частью

своего 'я' он принадлежит нации, то другой частью превосходит ее и

принадлежит человечеству. Но даже тогда остается часть его 'я', величайшая

из всех, которая превосходит и человечество; благодаря ей он принадлежит

Богу, миру всех созданий и божествам будущего. Человеку действительно

свойственна тенденция к самоограничению и подчинению окружающей среде и

общности, но ему также свойственна и равно необходимая тенденция к росту и

выходу за пределы окружающей среды и любых объединений. В животном мире

индивид находится в полной зависимости от своего рода и, если собирается в

стаю, подчиняется своей стае; человеческий ин-дивид уже отчасти начал

причащаться бесконечности, сложности, безграничной многоликости того 'Я',

которое мы видим проявлен-ным в мире. Или, по меньшей мере, у него есть

такая возможность, даже если в его упорядоченной поверхностной природе пока

признаков этого незаметно. Здесь речь идет не о принципе простой

бесформенной текучести; речь идет о стремлении человека обогатить себя по

возможности большим материалом, который постоянно привносится, постоянно

усваивается и перерабатывается в средство его роста и божественного развития

в согласии с законом его индивидуальной природы.

Таким образом, общность занимает промежуточное положение между

индивидом и человечеством и существует не только ради себя самой, но также

ради первого и второго, помогая им осуществить друг друга. Индивид должен

жить в человечестве, равно как человечество - в индивиде; но человечество

является или являлось слишком крупным сообществом, чтобы средний ум мог его

и осознавать как свое, и глубоко чувствовать; даже если человечество

превратится в поддающуюся управлению единицу жизни, промежуточные группы или

общности должны будут по-прежнему сохраниться, чтобы выражать различия в

общей массе и сосредоточивать и объединять разнообразные тенденции в

пределах единого человеческого сообщества. Поэтому на какое-то время

общность должна оставаться для индивида заменой человечеству даже ценой

того, что она будет стоять между первым и вторым, сдерживая стремление

человека