Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

секрет. Нужно сделать Государство совершенным, господствующим,

всепроникающим, всевидящим, все-осуществляющим; только тогда коллективное

эго сможет сконцентрироваться, обрести себя и достичь предельной силы,

организованности и эффективности своей жизни. Таким образом Германия

породила и упрочила ныне углубляющееся заблуждение, заключающееся в культе

Государства, и систему постепенного подчинения индивида обществу, ведущую в

конечном счете к полному его подавлению. Мы видим, чего она достигла:

колоссальной коллективной силы, своего рода совершенства, научно

обоснованного использования всех средств для достижения цели и высокого

общего уровня экономической, интеллектуальной и социальной эффективности -

не говоря уже о громадной единовременной силе, которую придает человеку или

народу блистательное осуществление великой идеи. А то, что она начала

терять, пока еще мало заметно: всю ту глубинную жизнь, духовное видение,

силу интуиции, силу личности, душевную мягкость и широту, которые свободный

индивид приносит в качестве дара человечеству.

Во-вторых, поскольку Государство превыше всего, поскольку оно является

представителем Божественного или высочайшей реально существующей формой

организации человеческой жизни и имеет божественное право требовать

послушания, безоговорочного повиновения и подчинять своим интересам всю

деятельность индивида, служение Государству и сообществу является

единственным абсолютным законом морали. Внутри Государства он может включать

в себя и санкционировать все прочие нравственные законы, потому что здесь не

допустим никакой мятежный эгоизм, поскольку индивидуальное эго должно

раствориться в эго Государства или стать его частью, и любая возможность

скрытого или явного противостояния должна быть устранена в согласии с

соображениями общественного блага, определяемого общественной волей. Но в

сфере отношений с другими Государствами, с другими коллективными эго,

обычное состояние и действующий закон по-прежнему остаются состоянием и

законом войны, борьбы между резко расходящимися эгоистическими интересами

Государств, каждый из которых стремится осуществить себя, встречая

препятствия и ограничения со стороны других на своем поле деятельности.

Таким образом, единственная возможная позиция Государства в отношении других

Государств - это состояние войны: войны вооруженной, войны торговой, войны

идейной и культурной, войны коллективных личностей, каждая из которых жаждет

господства или, по крайней мере, доминирующего положения и первенства в

мире. Здесь не может идти речи ни о какой иной морали, кроме морали успеха,

хотя претензия на мораль может оказаться полезной военной хитростью. В

служении Государству, германскому сообществу, которое является высшим и

подлинным 'я' индивида, заключается дело каждого немца - не важно, на родине

или в другой стране, - и все средства, способствующие достижению этой цели,

оправданны. Безнравственны лишь неспособность, некомпетентность и неудача. В

военное время оправдан любой метод действий, который ведет к военному успеху

Государства, в мирное время - любой метод действий, который подготавливает

военный успех; ибо мир между народами есть лишь состояние скрытой войны. И

как война является средством физического выживания и господства, так и

торговля является средством экономического выживания и господства; на самом

деле это лишь другой род войны, другой способ борьбы за жизнь: в первом

случае это война физическая, во втором - витальная. А жизнью и телом, как

уверяет нас Наука, исчерпывается все существование.

В-третьих, поскольку выживание лучших есть высочайшее благо для

человечества и происходит оно за счет уничтожения слабых и ассимиляции менее

слабых, покорение мира германской культурой есть прямой путь к прогрессу

человечества. Но культура в таком понимании означает не просто уровень

знания или систему убеждений, моральных и эстетических ценностей; культура

есть жизнь, управляемая идеями, - но идеями, основанными на истинах жизни и

организованными таким образом, чтобы сделать жизнь предельно эффективной.

Поэтому все формы жизни, не способные воспринять эту культуру и достичь

необходимой эффективности, следует уничтожить или подавить; все формы жизни,

способные усвоить культуру, но не реализующие ее на практике,