Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

века из

индивидуалистического. Соответственно, первой чудовищной ошибкой была

тенденция превратить заблуждение индивидуалистического эгоизма в более

серьезное заблуждение эгоизма общественного. Индивид, ищущий закон своего

существования, может быть уверен, что нашел его, только в том случае, если

он ясно сознает две великие психологические истины и живет в согласии с этим

ясным видением. Во-первых, эго и 'я' - разные вещи; есть одно общее 'я'

вселенной, и душа является частицей этой универсальной Божественности.

Осуществление индивида заключается не в предельном развитии его

эгоистического интеллекта, витальной силы, физического здоровья и предельном

удовлетворении его ментальных, эмоциональных и физических желаний, но в

раскрытии божественного в нем до крайних пределов мудрости, силы, любви и

универсальности, и в процессе этого раскрытия - высочайшей индивидуальной

реализации всей возможной красоты и восторга сущест-вования.

Воля к жизни, воля к власти, воля к знанию абсолютно оправданны, в их

удовлетворении состоит истинный смысл нашего существования, и чрезмерно

ограничивать или подавлять их - значит калечить наше существо и осушать или

перекрывать источники жизни и роста. Но удовлетворение этих стремлений не

должно быть эгоистическим - не по каким-либо причинам морального или

религиозного характера, но просто потому, что таким образом удовлетворить их

нельзя. Подобная попытка неизменно ведет к вечной борьбе эгоизмов, к

взаимному причинению боли и ущемлению интересов, даже к взаимному

уничтожению, причем победивший сегодня оказывается побежденным или убитым

завтра; ибо мы изнуряем и развращаем себя в опасном стремлении жить за счет

уничтожения или эксплуатации других. Выживает лишь то, что живет своим

собственным существованием. И, как правило, истреблять других - значит в то

же время записаться в подданные и предопределенные жертвы Смерти.

Несомненно, мы не сможем действовать иначе до тех пор, пока не придем к

самопознанию; людям и нациям приходится поступать и мыслить эгоистически,

поскольку в своем невежестве они знают лишь такой образ жизни, а жажда жить

заложена в них Богом. Поэтому им приходится жить эгоистически - это лучше,

чем не жить вовсе, - жить, подчиняясь тем законам, этическим нормам и

практическому здравому смыслу, подразумевающему самоограничение, которым их

научили природа и жизненный опыт. Но субъективизм по самой природе своей

есть попытка познать себя и жить подлинным самопознанием и внутренней силой,

и он не принесет нам реальной пользы, если мы будем лишь повторять старые

заблуждения в новой форме. Поэтому мы должны понять, что подлинная сущность

индивида есть не эго, но божественная личность, которая в ходе нашей

эволюции готовится раскрыться в нас; ее выявление и удовлетворение ее

требований, а не удовлетворение простой эгоистической воли к жизни в угоду

низшей природе человека - вот подлинная цель, к которой человечество,

стремящееся субъективно постичь и осуществить свои глубочайшие закон и

истину, должно продвигаться все настойчивей.

Вторая психологическая истина, которую должен уяснить индивид,

заключается в том,что он существует не только сам по себе, но в общес-тве

себе подобных - оставим пока в стороне все, что нам не представляется

подобным ему. Наша сущность выражает себя не только в индивидуальном, но и в

универсальном, и хотя каждый человек должен реализовывать себя своим

способом, ни один не может добиться успеха независимо от других. Общество не

имеет права подавлять или уничтожать индивида ради собственного лучшего

развития или самоудовлетворения; индивид - по крайней мере, если он выбирает

жизнь в обществе, - не имеет права во имя своего личного удовлетворения и

развития игнорировать других и жить в состоянии войны со своими ближними или

эгоистически стремиться исключительно к личному благу. И когда мы говорим

'не имеет права', то руководствуемся не общественной, моральной или

религиозной точкой зрения, но точкой зрения в высшей степени очевидной и

просто самим законом существования. Ибо ни общество, ни индивид не могут

иначе развиваться на пути самореализации. Каждый раз, когда общество

подавляет или уничтожает индивида, оно наносит ущерб себе самому и лишает

свою собственную жизнь бесценных источников энергии