Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

верным

показателем виталистических тенденций века, тоже произошли революционные

изменения в сторону углубляющегося субъективизма. Великое объективное

искусство и литература прошлого больше не властны над разумом нового века.

Первой тенденцией, проявившейся как в философии, так и в литературе, стал

возрастающий психологический витализм, который стремился глубоко постичь и

описать самые неуловимые психологические импульсы и побуждения человека,

получающие внешнее выражение в его эмоциональных, эстетических и витальных

желаниях и деятельности. Созданные с великим мастерством и тонкостью, но без

глубокого проникновения в суть человеческого существования, творения эти

редко шли дальше изображения обратной стороны наших эмоций, чувств и

действий, которые они анализировали тщательно и детально, но не озаряли

светом широкого или глубокого знания. Возможно, эти произведения и

представляли интерес для своего времени, но как произведения искусства они

обычно уступали старой литературе, которая по крайней мере прочно

утвердилась в своей области за счет высокого и яркого мастерства. Они

описывали больше болезни Жизни, нежели ее здоровье и мощь, и бунт и мятеж ее

желаний - неистовых, а потому бессильных и неудовлетворенных, - а не

динамику их самовыражения и самоограничения. Но за этим движением, достигшим

высочайшей творческой силы в России, последовал поворот к более глубокому

психологическому искусству, музыке и литературе - скорее ментальным,

интуитивным, духовным, чем витальным, - которые отошли от поверхностного

витализма настолько далеко, насколько предшествовавшие ему искусство, музыка

и литература отошли от объективного разума прошлого. Это новое движение

всемерно стремилось, как и новый философский интуитивизм, сорвать покровы

видимого, постичь человеческим умом некое бытие, не выраженное явно,

прикоснуться и проникнуть в сокровенную душу вещей и явлений. Во многих

отношениях оно оставалось по-прежнему неустойчивым, не способным четко

определить цель поисков, недоразвитым по форме, но оно побудило человеческий

разум покинуть старую гавань и указало направление великого похода - похода

к открытию нового внутреннего мира, которое должно повлечь за собой создание

нового внешнего мира человека и общества. Похоже, искусство и литература

окончательно обратились к субъективным поискам того, что можно назвать

скрытой внутренней стороной вещей, и отошли от рационального и объективного

канона или внешней природы.

В сфере практической жизни уже набирают силу прогрессивные тенденции,

порожденные этим более глубоким субъективизмом. Правда, ничто пока не

получило устойчивого завершения, оставаясь на уровне предварительных

набросков и первых попыток нащупать материальную форму для воплощения этого

нового духа. То, что сегодня происходит в мире - недавние великие события,

такие, как чудовищное столкновение европейских стран1 и волнения и перемены

внутри них, которые предшествовали ему и за ним последовали, - является

скорее результатом хаотичных полуосознанных усилий примирить старую

интеллектуальную и материалистическую тенденцию с новым, пока еще

поверхностным, субъективистским и виталистическим импульсом, возникшим на

Западе. Последний, не подкрепленный подлинным внутренним ростом души,

неизбежно вынужден был искать поддержку в ней и использовать ее для своих

неограниченных притязаний на жизнь; мир двигался в направлении к ужасающе

совершенной организации общества, основанной на 'воле к жизни' и 'воле к

власти', и именно это движение ввергло мир в пучину Войны, а ныне нашло или

ищет для себя новые формы жизни, которые яснее обнаруживают его главную идею

и мотив. Асурический или даже ракшасический характер1 недавнего мирового

конфликта объясняется этой страшной комбинацией ложно направленной

виталистической побудительной силы с великой силой поставленного ей на

службу интеллекта, использовавшего изощренную логику в качестве своего

орудия и дух совершенной материалистической Науки в качестве своего джинна,

могущественного творца великих, осязаемых и бездушных чудес. Война была

взрывом получившейся таким образом горючей смеси, и хотя она покрыла мир

руинами, вполне вероятно, что ее последствия подготовили распад той

чудовищной комбинации сил (оказавшейся