Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

предпринимая попытку действовать в более высоких сферах,

разум отрывается от жизни. Само его стремление к бескорыстному и

беспристрастному знанию поднимает его на высоту, где он утрачивает то знание

другого рода, которое несут в себе наши инстинкты и внутренние импульсы и

которое, несмотря на все свое несовершенство, неясность и ограниченность,

все же остается скрытым проявлением присущей бытию универсальной

Знания-Воли, созидающей и направляющей все вещи согласно их природе.

Действительно, даже Наука и Философия никогда не бывают совершенно

беспристрастными и незаинтересованными. Они попадают в рабскую зависимость к

своим собственным идеям, своим частичным системам, своим поспешно сделанным

обобщениям и, используя врожденное стремление человека осуществлять все на

практике, пытаются навязать их жизни. Но даже тогда они входят в мир

абстрактных идей или идеалов, или жестких законов, который не в состоянии

охватить всей сложности жизни. Идеалист, мыслитель, философ, поэт и

художник, даже моралист - все те, кто живет по большей части в мире идей, -

сталкиваясь однажды лицом к лицу с практической жизнью, похоже, несколько

теряются и постоянно терпят поражение в своих попытках управлять жизнью при

помощи идей. Они оказывают на нее сильное влияние - но косвенно, скорее

бросая свои идеи в Жизнь, которая использует их согласно велению заключенной

в ней сокровенной Воли, нежели на основе непосредственного и хорошо

организованного действия. Однако и чисто эмпирический, практический человек

своим непосредственным действием тоже не добивается успеха; ибо и это

действие подхватывается сокровенной Волей-в-жизни и направляется на цели,

совершенно отличные от тех, которые имел в виду практический человек.

Напротив, идеалы и идеалисты необходимы; идеалы суть соль и сила жизни, а

идеалисты - самые могущественные предсказатели и соучастники ее свершений.

Но сведите ваш идеал к системе - и он сразу же начнет разрушаться; начните

применять ваши общие законы и незыблемые идеи к действительности

систематически, как делают доктринеры, - и Жизнь очень скоро вырвется или

выскользнет из их жестких рамок или видоизменит вашу систему (пусть даже

номинально она сохранится) настолько, что сам ее создатель не узнает и,

вероятно, отвергнет ее, видя в ней полную противоположность тем принципам,

которые он стремился увековечить.

Суть проблемы заключается в том, что в самой основе нашего

существования, всей нашей жизни, внутренней и внешней, лежит нечто такое,

что интеллект никогда не сможет подчинить своему контролю: это Абсолютное,

Бесконечное. За всеми формами жизни скрывается Абсолютное, и каждая из них

ищет его своим собственным способом; все конечное стремится выразить

бесконечное, в котором чувствует свою подлинную истину. Более того, не

только каждый класс, каждый вид, каждая тенденция в Природе по внутреннему

побуждению ищут свою собственную сокровенную истину своим собственным

способом, но и каждый индивид осуществляет этот поиск по-своему. Таким

образом, существует не только само по себе Абсолютное, Бесконечное, которое

обуславливает свое собственное выражение в многочисленных формах и

тенденциях жизни, но существует также и закон бесконечных возможностей и

вариаций, совершенно непостижимый для логического ума; ибо разум успешно

оперирует лишь постоянными и конечными величинами. В человеке эта проблема

достигает предельной остроты. Ибо человечество не только обладает

безграничными возможностями; не только все его силы и тенденции каждая

по-своему стремятся к своему абсолюту и, следовательно, протестуют против

любого строгого контроля разума; но и в каждом отдельном человеке степени,

способы действия и сочетания этих сил варьируются, каждый человек

принадлежит не только обычной человеческой природе, но и Бесконечному в

себе, а потому уникален. Такова уж природа нашего бытия: интеллектуальный

разум и разумная воля не могут управлять жизнью в качестве верховных

правителей, пусть даже в настоящее время они служат нам высшими орудиями, а

в прошлом были чрезвычайно важны и полезны для нашей эволюции. Разум может

управлять - но только как администратор с ограниченными полномочиями или как

простой судья и советник, в действительности не обладающий