Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

и их непосредственных последователей - была

настойчивым утверждением объективного: обрядов, церемоний, власти, церковных

правительств, догм, внешних форм веры. Примером может служить вся внешняя

история религии в Европе, эта странная святотатственная трагикомедия

разногласий, кровопролитных споров, 'религиозных' войн, гонений,

государственных церквей и всего прочего, что является прямым отрицанием

духовной жизни. Лишь недавно люди начали всерьез задумываться над тем, что

есть на самом деле христианство, католицизм, ислам и каков их сокровенный

смысл, т. е. подлинная реальность и сущность.

Но теперь эта новая психологическая тенденция общественного сознания

заметно и быстро выходит на поверхность. Теперь у нас сформировалась

конценпция души нации, и, что более важно, мы действительно видим, как нации

ощупью ищут свои души, пытаются обрести их, всерьез стараются действовать

исходя из этого нового чувства и превращать его в сознательную движущую силу

жизни и деятельно-сти общества. И, разумеется, данная тенденция наиболее

сильно должна была проявиться в новообразовавшихся нациях или тех, которые

борются за свою самореализацию вопреки политической зависимости или

угнетенности. Им больше, чем кому-либо, необходимо почувствовать разницу

между собой и другими, чтобы получить возможность отстоять и доказать свое

право на индивидуальность как средство противодействия могучей сверхжизни,

стремящейся поглотить или уничтожить ее. Именно потому, что жизнь таких

наций развита слабо во внешних своих формах и при существующих

неблагоприятных обстоятельствах ей трудно утвердиться собственными усилиями,

у них есть больший шанс обрести свою индивидуальность и присущую ей силу

самоутверждения в сфере внутреннего, субъективного или по крайней мере во

всем, что имеет отношение к субъективному, психологическому миру.

Поэтому в нациях, оказавшихся в зависимом положении, тенденция к

самопознанию проявилась наиболее сильно, создав в некоторых из них новый тип

национального движения - как, например, в Ирландии и Индии. Именно в этом

заключался глубинный смысл движения свадеши в Бенгалии и ирландского

народного движения на его ранних стадиях, когда оно еще не стало чисто

политическим. В Индии выделение Бенгалии в субнацию с самого начала было

движением отчетливо субъективного характера, причем на последних стадиях

своего развития это движение стало субъективным вполне осознанно. Движение

1905 г. в Бенгалии утверждало совершенно новую концепцию нации - не просто

как страны, но как души, психологического, почти духовного существа, и даже

руководствуясь экономическими и политическими мотивами, оно старалось

оживить их этой субъективистской идеей и видело в них скорее средства

самовыражения, чем некую объективную данность, существующую саму по себе.

Однако не следует забывать, что на первых этапах эти движения осознанно

руководствовались старыми мотивами, порожденными объективным и главным

образом политическим самосознанием. Конечно, Восток всегда был более

субъективен, чем Запад, и оттенок субъективизма мы можем видеть даже в

политических движениях Востока - в Персии, Индии или Китае, и даже в очень

неоригинальном движении возрождения в Японии. Но сознательным этот

субъективизм стал лишь совсем недавно. Поэтому мы можем заключить, что

сознательный и намеренный субъективизм некоторых наций был только признаком

и предвестником изменений в масштабах всего человечества, и местные условия

лишь способствовали его становлению, сам же субъективизм никак не зависел от

этих условий и не являлся их следствием.

Этивсеобщиеизменения не вызывают никаких сомнений; они пред-ставляют

собой одно из главных проявлений современных тенденций в жизни нации и

общества. Сегодня все больше и больше наций принимает в качестве основного

принципа своей жизни концепцию, которую Ирландия и Индия первыми облекли в

окончательную формулу - 'быть самими собой', столь отличную от побуждений и

стремления зависимых или несчастных народов прошлого, которое сводилось

скорее к желанию 'быть как все'. Эта концепция чревата великими опасностями

и заблуждениями, но является важным условием осуществления того, что ныне

стало требованием Духа Времени к человеческой расе: руководствуясь

принципами субъективизма, она