Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

что в нем

разовьется устойчивая система общественных моральных норм и традиций и

утвердится социалистическое учение, в истинности которого никому не будет

позволено усомниться, фактически и, вероятно, даже теоретически, поскольку

подобные сомнения могут скоро потрясти или даже подорвать систему. Таким

образом, у нас появится новый типический строй, который, основываясь на

чисто экономическом законе и функции, гунакарме, вследствие подавления

индивидуальной свободы быстро превратится в застывшую систему

рационалистических конвенций. И в конечном счете этот статичный строй

неизбежно будет разрушен с наступлением нового индивидуалистического века

мятежа, движущей силой которого станут, вероятно, принципы крайнего

философского анархизма.

С другой стороны, существуют силы, которые, похоже, могут пресечь такое

развитие или изменить его линию, прежде чем оно достигнет своего угрожающего

завершения. Во-первых, рационалистическая и естественная Наука изживает себя

и в скором времени должна будет отступить под мощным напором

психологического и психического1 знания, в результате чего неминуемо

утвердится совершенно новый взгляд на человека и перед человечеством

откроются новые горизонты. В то же время Век Разума явно подходит к концу;

свежие идеи распространяются по миру и воспринимаются со знаменательной

скоростью - идеи, неизбежно препятствующие преждевременному установлению

любого типического строя, основанного на экономическом рационализме;

динамичные идеи, вроде ницшевской 'воли к жизни', бергсоновского

'превосходства интуиции над рассудком' или новейшей тенденции немецкой

философской мысли, признающей супрарациональные способности человека и

супрарациональную иерархию истин. Уже начинает формироваться другой

менталитет и уже ищут приложения на практике такие концепции, которые

предвещают смену индивидуалистического века общества не новым типическим

строем, а веком субъективизма, который вполне может стать великим и

плодотворным переходом к совершенно иной цели. И можно спросить, а не

находимся ли мы уже в предрассветном сумраке нового периода человеческого

цикла?

Во-вторых, Запад в ходе своего триумфального завоевания мира пробудил

дремлющий Восток и вызвал там усиление борьбы между привнесенным западным

индивидуализмом и старым конвенциональным принципом общественного

устройства. Последний - где быстро, а где медленно - разрушается, но его

место вполне может занять нечто совершенно отличное от западного

индивидуализма. Некоторые, правда, полагают, что Азия повторит европейский

Век Разума со всем его материализмом и антирелигиозным индивидуализмом в то

время, как сама Европа будет продвигаться вперед, к новым формам

общест-венной жизни и идеям; но это в высшей степени маловероятно. Напротив,

все свидетельствует о том, что индивидуалистический период на Востоке не

продлится долго, а рационализм и отрицание религии не будут его характерными

особенностями. И если Восток в результате своего пробуждения последует своим

собственным путем и создаст новую общественную формацию и культуру, то это

непременно окажет громадное влияние на дальнейшее развитие мировой

цивилизации; силу его вероятного воздействия мы можем оценить уже по тем

значительным результатам, которые дал первый прилив идей с еще не

пробужденного Востока в Европу. Каким ни окажется это влияние, оно в любом

случае не будет способствовать переустройству общества в соответствии с

механистически-экономическими представлениями - тенденцией, которая

продолжает преобладать в сознании и жизни на Западе. Влияние Востока

скажется скорее в движении к субъективизму1 и подлинной духовности, в

открытии нашего физического существования более высоким идеалам, чем

здравые, но ограниченные цели, которые определяет грубая материальная

природа жизни и тела.

Но, что самое важное, в своем открытии личности век индивидуализма в

Европе сформулировал среди идей-сил будущего две наиболее могущественные,

которые уже не сможет полностью искоренить никакая следующая за ним реакция.

Первая из них, ныне повсеместно признанная, - это демократическая концепция

права каждого индивида как члена общества на жизнь и развитие во всей

полноте