Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

являются чуть ли не первым условием человеческого

самосовершенствования. Эстетическое чувство равным образом необходимо, ибо

без него самосовершенствование ментального существа не может достичь своей

цели, которая на ментальном плане есть правильное и гармоничное обладание и

наслаждение истиной, силой, красотой и радостью человеческого существования.

Но ни одно, ни другое не может быть высочайшим принципом организации

человеческой жизни. Мы можем объединить этическое и эстетическое существа;

мы можем расширить этическое чувство с помощью чувства красоты и наслаждения

и привнести в него элементы мягкости, любви, нежности, т. е. развить

гедонистическую сторону морали, чтобы нейтрализовать его тенденцию к

жестокости и суровости; мы можем укрепить, направить и усилить чувство

наслаждения жизнью, привнеся в него необходимую волю, строгость и

самодисциплину, которые придадут ему устойчивость и чистоту. Таким образом,

эти две силы нашего психологического существа, которые представляют в нас

сущностный принцип энергии и сущностный принцип наслаждения (индийские

понятия Тапас и Ананда1 более глубоки и выразительны), могут помогать друг

другу в первом случае обретать более богатое, а во втором - более великое

самовыражение. Но для достижения даже такого взаимного примирения эти силы

необходимо возвысить и просветить с помощью более высокого принципа, который

будет в состоянии понять и постичь в равной мере и ту, и другую, и

высвободить и беспристрастно сочетать их стремления и потенциальные

возможности. Этот высший принцип, по всей вероятности, откроется нам

благодаря деятельности разума и разумной воли. То высочайший принцип,

который, похоже, по праву станет коронованным повелителем нашей природы.

Глава XI. Разум как правитель жизни

Разум, использующий разумную волю для упорядочения внутренней и внешней

жизни, несомненно является наиболее развитой способностью человека на

нынешней ступени эволюции; это верховный правитель, ибо он представляет

собой способность управления и самоуправления в сфере сложного человеческого

существования. Человек отличается от других земных существ своей

способностью к поиску закона жизни, закона своего бытия и своей

деятельности, принципа организации и саморазвития, который не является тем

исходным инстинктивным, врожденным, автоматически самореализующимся законом,

управляющим его природным существованием. Искомый принцип не имеет отношения

ни к неизменной и не способной к развитию организации устойчивого типа в

природе, ни (если последний подлежит изменению) к самопроизвольной эволюции,

характерной для низших форм жизни, - эволюции, действующей скорее в массе,

чем в индивиде, в ходе которой субъект развития не осознает происходящий с

ним процесс и не принимает в нем сознательного участия. Человек ищет

разумный закон, над которым он сам станет правителем и господином или по

крайней мере распорядителем, обладающим частичной свободой действий. Он

может представить себе некий прогрессивный принцип, с помощью которого будет

эволюционировать и развивать свои способности, значительно расширяя и

качественно изменяя из-начальную сферу их деятельности; он может положить

начало разумной эволюции и сам будет определять ее направление или во всяком

случае станет ее сознательным орудием и, более того, полноправным

участником, имеющим постоянную возможность влиять на ее ход. Прочие формы

земной жизни безнадежно порабощены и подавлены своей природой - человек же,

достигающий зрелости, инстинктивно стремится стать властелином своей природы

и быть свободным.

Несомненно, во всем без исключения - как и в этом стремлении человека -

проявляется действие Природы; оно исходит из принципа существования,

лежащего в основе человеческой сущности, и реализуется через процессы, этим

принципом допускаемые и изначально ему присущие. Но все же это второй

уровень проявления Природы - та стадия развития, на которой Природа обретает

самосознание в индивиде и пытается постигать, видоизменять, перестраивать и

развивать, использовать, сознательно экспериментировать сама с собой и

своими потенциальными возможностями. В этом процессе изменения неожиданно

происходит открытие собственной сущности, имеющее крайне важноезначение;

обнаруживается то, что было скрыто