Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

к украшениям и орнаментам жизни, ибо скорее упивались красотой

слов, формы и плодов воображения, нежели стремились к конкретному пониманию

и глубокому воплощению истины, красоты, живой идеи и божественной сути

бытия, сокрытых за ощутимой поверхностью вселенной. Сама религия закоснела в

догмах и обрядах, сектах и церквях и в основном утратила для всех, за

исключением единиц, непосредственную связь с живыми источниками духовности.

Появилась необходимость в эпохе отрицания. Искусство, философия и религия

должны были вернуться к себе, обратиться к своей глубинной сути, к своим

вечным началам. Теперь, когда период всемерного отрицании остался позади, мы

видим, как они возрождаются к жизни и ищут свою собственную истину, вновь

обретают силу благодаря возвращению к себе и новому открытию своей сути. На

примере Науки они научились или учатся сознавать, что Истина есть тайный

источник жизни и силы и что с открытием собственной своей истины они должны

стать на службу человеческому существованию.

Но хотя Наука таким образом подготовила нас к веку более широкой и

глубокой культуры и, несмотря на свой материализм и отчасти даже с его

помощью, сделала невозможным возрождение истинного материализма, присущего

варварскому менталитету, она в некотором смысле поддержала и первый, и

второй как своим отношением к жизни, так и тем, что открыла (это нельзя

назвать иначе) варварство другого рода, т. е. варварство индустриальной,

коммерческой и экономиче-ской эпохи, которая ныне приближается к своему

апогею и к своему завершению. Это экономическое варварство, по сути дела,

присуще витальному человеку, который ошибочно принимает свое витальное

существо за свое 'я' и считает его удовлетворение главной целью жизни.

Характерные черты Жизни - это желание и инстинкт собственно-сти. Как

физический варвар делает совершенство тела и развитие физической силы,

здоровья и отваги нормой и целью своей жизни, так витальный или

экономический варвар нормой и целью своей жизни делает удовлетворение

потребностей и желаний и накопление собственности. Идеальный человек в его

представлении - не культурный, благородный, мыслящий, нравственный или

религиозный, но преуспевающий человек. Достичь, преуспеть, произвести,

накопить, обладать - вот смысл его существования. Постоянное накопление

богатства, постоянное приумножение собственности, изобилие, показная

пышность, удовольствия, громоздкая низкопробная роскошь, избыток удобств,

лишенная красоты и благородства жизнь; опошленная или холодно

формализованная религия; политика и государственное управление, превращенные

в ремесло и профессию; самая радость, превращенная в бизнес, - вот что такое

эпоха коммерции. Для обычного, непробудившегося экономического человека

красота есть нечто бесполезное или неудобное, поэзия и искусство - нечто

легкомысленное или показное, служащее целям рекламы. Его идея цивилизации -

это комфорт, его идея морали - выполнение светских условностей, его идея

политики - поощрение индустриального развития, открытие новых рынков и

следующая за этим эксплуатация и торговля; его идея религии в лучшем случае

сводится к формальному благочестию или удовлетворению определенных витальных

эмоций. Он ценит образование за его полезность в подготовке человека к

успеху в проникнутом духом соперничества или, возможно, обобществленном

индустриальном государстве, науку - за полезные изобретения и знание,

комфорт, бытовые удобства, механизацию производства, которыми она его

обеспечивает, за ее способность организовывать, регулировать, стимулировать

производство. Крупный плутократ, преуспевающий капиталист и промышленник -

вот герои коммерческого века и подлинные, зачастую тайные, правители

общества.

Сущность этого варварства заключается в погоне за витальным успехом и

удовольствием, в стремлении к производительности, накоплению, обладанию,

наслаждению, комфорту, удобству ради них самих. Витальная часть существа

является таким же элементом целостного человеческого существования, как и

часть физическая; у нее есть свое место, но она не должна претендовать на

большее. Полнокровная и хорошо обустроенная жизнь желательна для человека,

живущего в обществе, но при том условии, что это также жизнь истинная и

прекрасная. Ни жизнь, ни тело