Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

истинная суть человеческого прогресса и внутреннее оправдание

земного существования человека как души, разума и тела. Ибо это устремление

заключается не просто в попытке выжить и занять свое место под солнцем, как

это свойственно животным, не только сохранить это место и научиться

извлекать из негонаибольшую витальную и эгоистическую или общественную

поль-зу для эффективной деятельности и удовольствия индивидуального,

родового или коллективного эго, как это свойственно семействам животных и

насекомых (например, в пчелином улье или муравейнике) - хотя в большем

масштабе и более разнообразными способами, характерными для разумного

животного; это также стремление (гораздо больше присущее нашему

человеческому началу, отличному от начала животного)достичь гармоничного

внутреннего и внешнего совер-шенства и - как мы в конце концов понимаем - на

высочайших его высотахоткрытьбожественную Реальность, сокрытую за нашим

сущест-вованием, и совершенную, идеальную Личность, заключенную внутри нас,

и формировать человеческую жизнь по их образу и подобию. Но если это так,

тогда ни эллинистический идеал многосторонней философской, эстетической,

моральной и физической культуры, который был создан просвещенным разумом

человека и совершенствовался лучшими умами свободного общества, ни

современный идеал продуктивной культуры и процветающей экономической

цивилизации, который был создан коллективным разумом и организованным

знанием человечества, не может быть высочайшей или величайшей целью

социального развития.

Эллинистический идеал нашел приблизительное выражение в старом

латинском изречении: 'В здоровом теле здоровый дух'. А под здоровым телом

греки подразумевали не подверженное болезням прекрасное тело, пригодное для

разумного использования и наслаждения жизнью. Под здоровым же духом они

подразумевали ясный и уравновешенный разум и просвещенный, хорошо

воспитанный интеллект - воспитанный с точки зрения древнего, а не

современного образования. Тогда человеческий ум не стремились заполнить всей

доступной информацией и идеями, не формировали под прессом научного знания и

в духе рациональной утилитарности, подготавливая человека к эффективному

отправлению социальных и гражданских обязанностей, служению нуждам общества,

профессиональной деятельности или интеллектуальному труду; целью было

развить в нем все человеческие способности - интеллектуальные, моральные,

эстетические - научить правильно распоряжаться ими и использовать их

свободно, разумно и гибко в решении всех проблем и во всех практических

вопросах философии, науки, искусства, политики и общественной жизни.

Древнегреческий ум был философским, эстетическим и политическим; современный

ум является научным, практическим и утилитарным. Древний идеал придавал

особое значение здоровой целесообразности и красо-те и старался построить

утонченную и рациональную человеческую жизнь; современный идеал придает

очень мало значения - или совсем не придает-красоте, его интересует только

процесс, чисто рациональ-ная и практическая целесообразность, полезная

приспособляемость, и он старается построить упорядоченную, обеспеченную

информацией и наиболее эффективную в этом смысле жизнь. Оба идеала признают,

что человек есть отчасти ментальное, отчасти физическое существо, причем

ментализированная физическая жизнь является сферой его деятельности, а разум

- его высочайшим качеством и предельной способностью. Но если мы до конца

пойдем по новому пути, который открывают перед нами наиболее прогрессивные

тенденции субъективистского века, то он приведет нас назад, к еще более

древней истине и идеалу, превосходящему как эллинистический, так и

современный. Ибо тогда мы постигнем ту истину, что человек есть дух в

становлении, который стремится здесь постичь и осуществить себя в формах

разума, жизни и тела; и тогда мы ясно увидим перед собой более великий идеал

сознательной, озаренной собственным светом, собою владеющей и собою

управляющей души, пребывающей в чистом и совершенном уме и теле. Более

широким полем деятельности, целью поисков души, будет не ментализированная

физическая жизнь, с которой начал человек, но новая одухотворенная жизнь,

внутренняя и внешняя, через которую совершенное внутреннее выражает