Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

не существуют ради себя самих, но являются

проводником и орудием некоего блага, которое выше их собственного. Их

следует подчинить более высоким потребностям ментального су-щества, очистить

и обуздать высшим законом истины, блага и красоты, прежде чем они смогут

занять должное место в целостном и совершенном человеческом бытии. Поэтому в

коммерческом веке - с его вульгарным и варварским идеалом успеха, витального

удовлетворения, производительности и собственности - человеческая душа может

задержаться ненадолго для того, чтобы приобрести некоторые полезные знания и

опыт, но не может оставаться постоянно. Если она останется там слишком

долго, Жизнь засорится, запрудится и погибнет от собственного переизбытка

или лопнет от перенапряжения в стремлении расширить свои пределы. Как

слишком массивный Титан, она рухнет под тяжестью собственного веса, mole

ruet sua.

Глава IX. Цивилизация и культура

Природа начинает свою эволюцию из Материи, проявляет и развивает

сокрытую в ней Жизнь, затем высвобождает из жизни погруженную в нее

бесформенную субстанцию Разума и, когда оказывается готова, обращает Разум

на него самого, Жизнь и Материю в великой попытке понять на ментальном

уровне все три в их феноменальном бытии, постичь их зримое действие, их

скрытые законы, их нормальные и сверхнормальные возможности и силы так,

чтобы их можно было использовать с максимальной пользой, наилучшим и

наиболее гармоничным образом, предельно развить, а также максимально

раскрыть их предназначение при участии той силы, которой из всех земных

существ безусловно обладает один человек, - т.е. разумной воли. И только на

четвертой стадии своего восхождения Природа доходит до человека. Атомы и

элементы организуют грубую Материю; растение развивается, подготавливая

появление живого существа; животное подготавливает и доводит до

определенного уровня структурную организацию бесформенной субстанции Разума,

но решить самую последнюю задачу - познать все эти вещи и научиться

управлять ими, а также познать себя и научиться управлять собой - было

предназначено Человеку, ментальному существу Природы. Чтобы он смог лучше

выполнить поставленную перед ним задачу, Природа заставляет его снова

проходить на физическом и до некоторой степени на ментальном уровне через

стадии своей животной эволюции, и, даже когда он овладевает своим ментальным

существом, она постоянно побуждает его сосредоточиваться с интересом и даже

своего рода одержимостью, на Материи, Жизни и на своем собственном теле и

витальном сущес-тве. Это необходимо для максимально полного осуществления

цели, поставленной Природой перед человеком. В его начальной естественной

поглощенности телом и жизнью проявляются его ограниченность и неразумность;

по мере роста разума и ментальной силы человек в какой-то степени

высвобождается из этих пут и обретает способность подняться выше, но

по-прежнему привязан потребностями и желаниями к своим витальным и

материальным корням и вынужден вновь возвращаться к ним - уже с более

глубоким интересом, распо-лагая новыми возможностями их использования,

преследуя в своем возвращении к этим началам все более ментальную и в

конечном счете все более духовную цель. Ибо циклы становления человека - это

циклы растущих, но еще несовершенных гармонии и синтеза, и Природа насильно

возвращает его назад к своим первоосновам, порой даже к чему-то вроде

первобытного состояния, с тем, чтобы он мог начать новое движение на более

широком витке восходящей линии прогресса и самоосуществления.

На первый взгляд, поскольку человек является существом преимущественно

ментальным, кажется, что развитие ментальных способно-стей и богатство

ментальной жизни должно стать высочайшей его целью - даже единственно важной

целью, как только он избавится от одержимости жизнью и телом и обеспечит

необходимое удовлетворение грубых потребностей, навязанных нам нашей

физической и животной природой. Знание, наука, искусство, мысль, этика,

философия, религия - вот подлинное призвание человека, вот настоящее его

дело. Быть означает для него не просто родиться, вырасти, вступить в брак,

добывать средства к существованию, содержать семью, а потом умереть - т.е.

жить витальной и физической жизнью, описать на человеческом уровне животный

круг