Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

в своей вечной книге, предназначенной для

всех, кто имеет терпение наблюдать и интеллектуальную честность делать

выводы. Все законы, принципы, фундаментальные факты мира и человеческого

бытия сами могли подтвердить свою истинность, а потому удовлетворить и

направить свободный индивидуальный ум, избавляя его как от капризного

своеволия, так и от внешнего принуждения. Законы и истины оправдывали и

одновременно сдерживали индивидуальные притязания и желания человека; наука

устанавливала эталон и критерий знания, рациональную основу жизни, давала

четкий план и главные средства развития и совершенствования индивида и всей

расы. Попытка направить и организовать человеческую жизнь при помощи Науки,

закона, истины бытия, порядка и принципов, которые каждый может наблюдать и

подвергать проверке в сфере их действия и фактическом проявлении и с

которыми поэтому может свободно и, по идее, должен согласиться, стала

высочайшим достижением европейской цивилизации. Это стало достижением и

триумфом индивидуалистического века человеческого общества; но оно же,

по-видимому, станет и его концом, приведет к гибели индивидуализма, к отказу

от него и погребению среди памятников прошлого.

Ибо открытие индивидуальным свободным разумом универсальных законов, по

отношению к которым индивид представляет собой чуть ли не побочное явление и

которые неизбежно должны управлять им, и попытка фактически управлять

общественной жизнью человечества в строгом соответствии с этими законами,

похоже, неминуемо ведут к подавлению той самой индивидуальной свободы,

которая и сделала возможными и само открытие, и саму попытку. В поисках

истины и закона собственного бытия человек, по-видимому, открыл истину и

закон вовсе не собственного индивидуального бытия - но общности, толпы,

муравейника, массы. Результатом, к которому ведет такое открытие и к

которому, по всей вероятности, мы по-прежнему неотвратимо движемся, является

новое устройство общества по принципам жест-кого экономического или

государственного социализма, при котором вся жизнь и деятельность индивида,

снова лишенного свободы в его же интересах и интересах всего человечества,

должна определяться - на каждом шагу и в любой момент от рождения и до

смерти - работой хорошо отлаженного государственного механизма1. Тогда мы

можем получить новую любопытную модификацию (но имеющую очень важные

отличия) древнего азиатского или даже древнего индийского уклада общества.

Вместо религиозно-этического авторитета появится на-учный, рациональный или

экспериментальный критерий; на место брамина-Шастракары встанет ученый,

администратор и экономист. Место короля, который сам соблюдает закон и

принуждает всех - при помощи и с согласия общества - неуклонно следовать

предназначенным для них путем, путем Дхармы, займет коллективное

Государство, наделенное королевскими полномочиями и властью. Вместо

иерархической системы сословий, каждое из которых имеет свои полномочия,

привилегии и обязанности, будет установлено исходное равенство возможностей

и права на образование - в конечном счете, вероятно, с распределением

социальных функций экспертами, которые будут знать нас лучше, чем мы сами, и

выбирать за нас нашу работу и положение в обществе. Научное Государство

может регламентировать брак, рождение и воспитание ребенка, как в древности

это делала Шастра. В жизни каждого человека будет продолжительный период

работы на благо Государства, управляемого коллективными органами, и в конце

ее, вероятно, - период свободы, отведенный не для деятельности, но для

наслаждения досугом и личного совершенствования, соответствующий Ванапрастха

и Саньяса Ашрамам древнего арийского общества. По жесткости своей структуры

такое государство намного превзойдет своего азиатского предшественника; ибо

последнее по крайней мере делало две важные уступки для мятежника и

поборника новых идей. Отдельной личности там предоставлялась свобода ранней

саньясы - возможность отречения от общественной жизни ради жизни свободной и

духовной, а группа имела право образовывать общины, подчиняющиеся новым

концепциям, - такие, как сикхи или вайшнавы. Но унитарное общество, живущее

по выверенным экономическим и чисто научным законам, не может допустить ни

одного из этих резких отклонений от нормы. Очевидно также,