Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

с некоторыми так называемыми верующими, может служить

ему извинением, но никак не оправданием его невежества. Более умеренная

позиция рационального ума тоже сыг-рала свою роль в истории человеческой

мысли. Здесь его старания объяснить религию вылились в огромное количество

искусственных построений, поражающих своей затейливостью, - вроде некоторых

псевдонаучных попыток создать сравнительную Науку Религии. Он возвел

огромные, выдержанные в современном стиле фасады теории, используя в

качестве строительного материала разнокалиберные кирпичики неверно понятых

фактов. Его склонность к снисходительному оправданию религии вызвала к жизни

течения мысли, не отмеченные глубиной, которые быстро исчезли, не оставив

после себя следа. Его попытки создания рациональной религии - совершенно

благонамеренные, но беспомощные и неубедительные - не дали никакого

ощутимого результата и исчезли подобно тающему облачку, chinnaРbhram iva

nasvyati1.

Сокровеннейшая суть, глубинный смысл религии - если оставить в стороне

внешнюю организацию религиозной догмы, культа, обряда и символа - есть поиск

Бога и обретение Бога. Она устремлена к открытию Бесконечного, Абсолютного,

Единого, Божественного, которое объединяет все эти понятия и все же является

не абстракцией, но Существом. Она проявляется в искреннем переживании

истинных и сокровенных отношений между человеком и Богом - отношений,

подразумевающих единство и различие, озаренное знание и экстатическую любовь

и восторг, абсолютное подчинение и служение, преображение каждого элемента

нашего существования из обычного его состояния в страстное стремление

человека к Божественному и ни-схождение Божественного в человека. Все это не

имеет ничего общего со сферой разума или полем его нормальной деятельности;

цель религии, ее сфера, ее процессы супрарациональны. Знания Бога нельзя

достичь путем взвешивания слабых доводов разума за или против Его

существования; знания Бога можно достичь только через самопреодоление и

полную самоотдачу, устремленность и духовный опыт. Причем этот опыт

осуществляется вовсе не в результате каких-то рациональных научных

экспериментов или рационального философского мышления. Даже в тех частях

религиозной дисциплины, которые по виду более всего напоминают научный

эксперимент, метод заключается в переживании вещей, превосходящих разум и

его ограниченную сферу действия. Даже в тех частях религиозного знания,

которые по виду более всего напоминают результаты интеллектуальной

деятельности, озаряющими силами являются вовсе не воображение, логика и

рациональное суждение, но откровения, вдохновение, наития, интуитивные

прозрения, которые нисходят на нас с плана супрарационального света. Любовь

к Богу - это бесконечное и абсолютное чувство, которое не допускает никаких

ограничений, установленных разумом, и не пользуется языком разума в своем

почитании и поклонении; радость в Боге - это покой и блаженство,

превосходящие всякое понимание. Подчинить себя Богу - значит подчинить все

свое существо супрарациональному свету, воле, силе и любви, и служение Ему

не признает компромиссов с жизнью, в которых практический разум человека

видит главное достоинство своего обычного образа действий в мирском

существовании. Везде, где религия действительно находит себя, где она

открывается собственному своему духу (а существует множество таких

религиозных практик, которые не основательны, не совершенны, не вполне

искренни, не вполне уверены в своем методе и склонны прислушиваться к

суждениям разума), ее путь совершенен и ее достижения превосходят ментальные

описания.

Конечно, разум играет свою роль в том, что касается этой высочайшей

сферы нашего религиозного существования и опыта, но роль совершенно

вторичную и второстепенную. Он не может установить закон для религиозной

жизни, он не может по собственному своему праву сформировать систему

божественного знания; он не может воспитать и развить божественную любовь и

восторг; он не может поставить пределы духовному опыту или связать своими

узами деятельность духовного человека. Единственное законное право разума -

это на своем собственном языке как можно лучше объяснить нашему

рациональному и интеллектуальному существу истины, переживания и законы

нашего