Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

'Познай себя', он внял призыву мыслителя 'Образуй себя' и вдобавок

понял, что полученное образование налагает на него обязанность делиться

своим знанием с другими. Мысль о необходимости всеобщего образования

означает, что человечество признало: человек есть не жизнь и тело, но ум, и

без развития ума он не достигнет подлинной зрелости. В этой идее образования

первое место по-прежнему уделяется развитию интеллекта, умственных

способностей и познания мира и вещей, но на втором месте уже стоит

нравственное воспитание и, пусть еще очень несовершенное, развитие

эстетических способностей. Разумное мыслящее существо, обладающее

нравственностью, управляющее с помощью воли и разума своими инстинктами и

эмоциями, посвященное во все необходимое знание о мире и своем прошлом,

способное с помощью этого знания разумно организовать свою социальную и

экономическую жизнь, правильно упорядочить свои телесные привычки и

физическое существование - вот концепция, которой ныне руководствуется

цивилизованное человечество. В сущности это означает возвращение к идеалу

Древней Греции и дальнейшее его развитие, только ныне акцент перенесен на

развитие умственных способностей и на практическую пользу, а значение

красоты и утонченности сильно умаляется. Однако мы можем предположить, что

это только переходная стадия: утраченные элементы обязательно обретут былое

значение, как только завершится коммерческий период современного прогресса,

и с их восстановлением, еще отдаленным, но неизбежным, мы получим все

элементы, необходимые для развития человека как ментального существа.

Древняя эллинистическая или греко-римская цивилизация погибла среди

прочего еще и потому, что лишь неглубоко внедрила культуру в собственное

свое общество и была окружена огромными массами человечества, которое

по-прежнему сохраняло варварский склад ума. Цивилизация всегда остается в

опасности, пока, делая культурный менталитет достоянием лишь незначительного

меньшинства, заключает в своих недрах колоссальную массу невежества, толпу,

пролетариат. Знание либо должно распространиться сверху, либо будет

постоянно находиться под угрозой погружения во мрак невежества, царящий

внизу. Еще боvльшая опасность грозит цивилизации, если она позволяет

существовать за своими пределами огромным массам людей, не просвещенных ее

знанием и полных природной варварской энергии, которые могут в любой момент

воспользоваться физическим оружием людей цивилизованных, не претерпев

интеллектуального перерождения под влиянием их культуры. Греко-римская

культура погибла по причинам внешним и внутренним: внешняя причина

заключалась в нашествии тевтонского варварства, внутренняя - в утрате

витальной силы. Эта цивилизация дала пролетариату известную долю жизненного

комфорта и удовольствий, но не подняла его к свету. И свет пришел в массы

извне - в форме христианской религии, которая выступала как враг старой

культуры. Обращаясь к бедным, угнетенным и невежественным, она стремилась

пленить душу и этическое существо человека, но мало заботилась или не

заботилась вовсе о мыслящем уме, позволяя ему оставаться во мраке

невежества, если при этом сердце могло исполниться чувством религиозной

истины. Когда варвары захватили западный мир, эта культура довольствовалась

обращением их в христианство, но не ставила перед собой задачи просветить их

разум. Не доверяя даже свободной игре ума, христианские церковность и

монашество стали врагами интеллекта, и возродить начала научного и

философского знания в полуварварском христианском мире выпало на долю

арабов, а окончательное возрождение свободной интеллектуальной культуры во

вновь пробудившемся разуме Европы произошло благодаря полуязыческому духу

Ренессанса и долгой борьбе между религией и наукой. Знание должно быть

агрессивным, если оно хочет выжить и сохраниться в веках; позволить

глубокому невежеству существовать под собой и вокруг себя - значит

подвергать человечество постоянной опасности возвращения в варварское

состояние.

В современном мире уже невозможно повторение этой угрозы в былой форме

или былом масштабе. Этому воспрепятствует Наука. Она вооружила

цивилизованное общество такими средствами самосохранения, агрессии и

самозащиты,