Сатпрем

Шри Ауробиндо. Человеческий цикл (Часть 1)

самоисследования и самореализации, исходя из которого

средний человек принимает по кон-венции некую верную на данный момент

формулу как абсолютный закон и истину - довольно часто он даже верит, что

она является законом и истиной; однако более развитый человек всегда

пытается либо разрушить эту формулу, либо расширить ее и создать более

глубокую и всеобъемлющую формулу с тем, чтобы содействовать росту

человеческих способностей, совершенства и счастья или открыть перспек-тиву

для такого роста.

Такой взгляд на человеческую жизнь и процесс нашего развития, к

которому неминуемо ведет нас субъективизм, дает нам более верное

представление о роли интеллекта в становлении человека. Мы видели уже, что

интеллект выполняет деятельность двоякого рода: беспристрастную - и

заинтересованную; сосредоточенную на себе и собственных нуждах - и

подчиненную более высокой цели. Одна заключается в бескорыстном поиске

истины ради Истины и знания ради Знания, не обусловливается никакими

скрытыми мотивами, не руководствуется никакими соображениями, кроме

единственного правила: ни на миг не выпускать из-под наблюдения объект,

подлежащее исследованию явление, постигать его истину, процесс развития и

закон. Другую опреде-ляет страсть человека к осуществлению всего на

практике, желание управлять жизнью посредством найденной истины или

зачарованность идеей, которую мы стремимся утвердить в качестве высшего

закона нашей жизни и деятельности. Мы действительно увидели, что

превосходство разума над прочими человеческими способностями заключается в

том, что он не полностью поглощен собственной деятельностью, но направляет

свое внимание и усилия на все прочие способности, открывает их закон и

истину, ставит свои открытия им на службу, и даже следуя собственным

наклонностям и интересам, действует также и в их интересах и в конечном

счете служит всеобщему благу. На самом деле человек живет не ради одного

лишь знания; главным объектом его внимания остается жизнь в широчайшем

смысле этого слова, и он ищет знание скорее по причине его полезности для

жизни, чем ради чистой радости познания. Но именно в этой попытке поставить

знание на службу жизни человеческий интеллект обнаруживает неуверенность и

несовершенство, которыми отмечена вся деятельность человека. Пока мы

стремимся к знанию ради него самого, говорить не о чем: разум выполняет свою

естественную функцию; он беспрепятственно осуществляет свое высочайшее

право. В труде философа, исследователя, ученого, которые стараются добавить

что-то новое к сумме нашего достоверного знания, есть та же совершенная

чистота и радость, что и в труде поэта и художника, которые созидают формы

для воплощения прекрасного ради эстетического наслаждения всего

человечества. Какими бы ни были индивидуальные заблуждения и ограниченность,

они не играют роли; ибо коллективное и прогрессивное знание человечества

обогащается истиной, которая была открыта и которой можно со временем

доверить наше освобождение от заблуждений. Лишь тогда, когда человеческий

интеллект пытается применить идеи к жизни, он начинает терять свою силу и

ошибаться.

Обычно это происходит потому, что, погружаясь в практическую

деятельность, человеческий разум сразу же становится заинтересованным и

пристрастным и начинает служить чему-то, отличному от чистой

истины.Нодажеесли интеллект сохранит всю возможную беспристрастность и

незаинтересованность, - а совершенно беспристрастным, совершенно

незаинтересованным он быть не может, пока не согласится полностью оторваться

от практической жизни или прийти к некой широкой, но бессильной терпимости,

эклектицизму или скептическому любопытству, - то все равно истины, которые

он открывает, или идеи, которые провозглашает, в самый момент применения их

к жизни становятся игрушками сил, мало подвластных разуму. Наука в своем

бесстрастном и хладнокровном поиске сделала открытия, которые, с одной

стороны, послужили практическим гуманным целям, а с другой - дали эгоизму

людей чудовищные средства взаимного истребления; она открыла колоссальные

возможности эффективной организации жизни, которые использовались, с одной

стороны, для экономического и социального развития народов,