Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

там на себя божественные маски

ослепительных цветов или ужасающих образов. Если ищущий чист, то он всегда

сможет распознать этот обман - устрашающий или чудесный; маленький свет его

психического существа растворит все угрозы и все яркие, кричащие образы

витальной мелодрамы. Но как можно быть уверенным в собственной чистоте?

Если мы не стремимся реализовать личные представления и построения, а ищем

все более и более высокой истины, не мешая Ей проявлять себя в той форме,

которую она сама избирает, то в этом будет залог нашей защиты от

заблуждений и предрассудков.

Теперь мы можем попытаться описать в общих чертах эти уровни

сверхсознательного так, как они воспринимаются теми, кто пошел дальше, чем

экстаз бессознательного, и так, как пережил их Шри Ауробиндо. Конечно же,

не образы находятся ближе всего к всеобщей истине (они всегда ограничены и

принадлежат определенной традиции или веку, хотя и они имеют свое место и в

них также заключается своя правда), но светящиеся вибрации. Когда мы

говорим 'вибрации', то имеем в виду не безжизненные волны квантовой физики,

а движения света, полные невыразимой радости, любви, знания, красоты и всех

тех качеств, которыми озарены высочайшие проявления человеческого сознания

- религиозные и нерелигиозные:

_Свет, не рожденный ни солнцем, ни луной, ни огнем,

Свет, который обитает внутри и там прозрел,

Сокровенную видимость нам являя...

(A light not born of sun or moon or fire,

A light that dwelt within and saw within

Shedding an intimate visibility...)_ (%23)

Планы разума

Прежде чем достичь супраментального плана, с которого начинается высшее

полушарие существования, *) ищущий пересечет различные ментальные планы или

*) О делении сферы бытия на два полушария см. ниже (прим.пер.).

--

миры, которые Шри Ауробиндо назвал следующим образом (в восходящем

порядке): высший разум, озаренный разум, интуитивный разум и глобальный

разум [overmind]. Мы можем пользоваться и другой терминологией, если нам

угодно, но каждой из этих четырех зон соответствуют характерные для нее

переживания, которые может подтвердить каждый, кто способен сознательно

предпринять это восхождение.

Теоретически все эти четыре зоны принадлежат Сверхсознательному. Слово

'теоретически' употреблено здесь потому, что порог Сверхсознательного не

является общим для всех, для каждого он свой; для одних высший или даже

озаренный разум вряд ли можно назвать сверхсознательным планом - это часть

их нормального бодрствующего сознания, тогда как для других простой

рассуждающий разум остается пока только отдаленной возможностью внутреннего

развития. Иными словами, линия, отделяющая Сверхсознательное от остальных

планов сознания, имеет тенденцию смещаться вверх в процессе нашей эволюции.

Если подсознательное - это наше эволюционное прошлое, то Сверхсознательное

- это наше эволюционное будущее; постепенно оно становится нашим нормальным

бодрствующим сознанием.

Мы не будем здесь пытаться описать, что собою представляют эти высшие

планы сознания сами по себе, независимо от человека. Каждый из них - это

целый мир, более широкий и более живой, чем земля, и наш ме