Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

и самая сложная вещь на свете. Самая

простая - потому что что ребенок понимает ее или, вернее, _живет_ в ней

самым естественным образом: он - царь, он - в центре всего мира, он _живет_

в своем психическом существе. *)

-- *) Существуют исключения из этого правила; степень проявления

психического существа легко различима с первого взгляда.

--

Самая сложная - потому что эта естественность очень скоро покрывается

всевозможными идеями и ощущениями; мы начинаем говорить о 'душе' - т.е.

ничего уже в ней не смыслим. Все страдания юности - это ни что иное, как

история медленного 'пленения' психического существа (мы говорим о

'страданиях роста', но, скорее всего, существуют лишь страдания от удушья,

а зрелости достигают тогда, когда состояние удушья становится естественным

состоянием). Таким образом, все трудности ищущего - это обратный процесс,

история медленного высвобождения из всякой ментальной и витальной мешанины.

Но на самом деле, как мы увидим, это не есть возвращение к отправной точке,

во-первых, потому, что назад пути нет, а, во-вторых, потому, что

новорожденное психическое, которое обретают в конце пути (в конце, который

всегда является началом) - это не сиюминутное преходящее достижение, но

_сознательное_ господство. Ибо психическое - это существо, оно растет; это

чудо вечно длящегося детства во все более просторном царстве. Оно находится

'внутри, как ребенок, который должен родиться', - говорит Риг Веда

(IX.83.3).

Психическое рождение

Первый признак открывающейся психики - это любовь и радость - радость,

которая может быть очень интенсивной и мощной, но без всякой экзальтации и

без объекта - спокойная и глубокая, как море. Психической радости ничего не

нужно для того, чтобы быть, она _есть_; даже в тюрьме она не может не

существовать: это не ощущение, а состояние - как река, которая искрится,

сверкает везде, где бы она ни протекала - по грязи ли или по камням, через

горы или по равнинам. Это любовь, которая не является противоположностью

ненависти и которой ничего не нужно для поддержки, она просто _есть_. Она

горит постоянным огнем независимо от того, с чем она встречается, горит во

всем, что она видит и чего касается, просто потому, что она не может не

любить, такова ее природа; для нее нет ничего высокого или низкого, чистого

или нечистого; ни пламя ее, ни радость не могут померкнуть. Есть и другие

знаки ее присутствия: она легка, ничто не является бременем для нее, как

будто сам мир - это площадка для ее игр; она неуязвима и неприкосновенна,

как будто навеки находится за пределами всех трагедий, вне всех катастроф;

она - провидец, она прозревает; она спокойна, очень спокойна - едва

заметное дыхание в глубинах существа; и широка, безбрежна, как море. Ибо

она вечна. И свободна; ничто не может сковать, пленить ее: ни жизнь, ни

люди, ни идеи, ни доктрины, ни страны - она - за их пределами, всегда по ту

сторону их, и все-таки находится в сердце всех и каждого, как будто она

едина со всем. Это Бог в нас.

Вот каким предстает психическое существо видящему взгляду: _Когда вы

смотрите на кого-нибудь, кто сознает свою душу и живет в душе своей, -

говорит Мать, - вы чувствуете, как вы нисходите, вы проникаете

глубоко-глубоко в человека, далеко, очень далеко внутрь. Обычно, когда вы

смотрите людям в глаза (бывают глаза, в которые войти невозможно, они

подобны закрытым дверям, но глаза некоторых - открыты, и вы можете войти),

недалеко от поверхности вы наталкиваетесь на нечто вибрирующее, иногда оно

светится и искрится, и если вы не обладаете знанием, вы скажете: 'У него

живая душа' - но это не душа, это его витальное. Для того, чтобы найти

душу, вам нужно удалиться с поверхности, уйти глубоко внутрь,

глубоко-глубоко, спуститься вниз, на самое дно, туда, где безмолвно,

спокойно; и там вы находите нечто мягко греющее, спокойное, состоящее из

какой-то обильной субстанции, обладающее необыкновенной полнотой и

неподвижностью, исключительно мягкое - это душа. И если вы продолжаете этот

процесс, оставаясь сознательными, приходит ощущение изобилия, полноты с

неизмеримыми глубинами. Вы чувствуете, что если бы вы вошли туда, то

раскрылись бы многие тайны; это подобно отражению чего-то вечного на тихую,

спокойную поверхность воды. Времени больше не существует. У вас возникает

впечатление, что вы были всегда и будете вечно_.

Но это только признаки, внешнее выражение того, что существует само по

себе и что мы хотим пережить сами, непосредственно. Как открыть двери

психического