Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

над своим пупом, или басуто *),

*) Племя в Южной Африке (прим.пер.).

--

пляшущий около своего тотема, могут внезапно выйти в иной мир - если таково

их предназначение, - в иное, трансцендентное измерение, туда, где весь этот

мир превращается в Ничто. То же самое может случиться с мистиком,

погруженным в свое сердце, или с йогином, концентрирующемся в своем уме.

Ведь на самом деле, выходя в Нирвану, человек не поднимается _выше_. Он

просто пробивает отверстие и выходит наружу. Шри Ауробиндо во время своего

переживания Нирваны не вышел за пределы ментального плана: _Я сам получил

переживание Нирваны и безмолвия в Брахмане задолго до того, как пришло

вообще какое-то знание о высших духовных планах_ (%16). И только после

того, как он поднялся к высшим суперсознательным планам, к нему пришли

переживания высшие, чем Нирвана, в которых иллюзорный, неподвижный и

безличный аспект реальности перешел в новую Реальность, охватывающую

одновременно и этот мир, и потустороннее. Таково было первое открытие Шри

Ауробиндо. _Нирвана не может быть внезапным завершением Пути, за которым

нет ничего, подлежащего исследованию ... это конец низшего Пути,

пройденного через низшую Природу, и одновременно начало Высшей Эволюции_

(%17).

Взглянем теперь на Нирвану с другой стороны и спросим себя,

действительно ли целью эволюции является выход из этого мира, как считают

последователи Нирваны, да и всех прочих религий, которые определили

потустороннее как цель наших усилий. Ведь если мы оставим наши

эмоциональные доводы, на которых основаны наша вера или неверие, и просто

взглянем на процесс эволюции, то мы будем вынуждены признать, что Природа

могла легко обеспечить нам этот 'выход', когда мы находились еще на стадии

элементарного ментального развития и жили инстинктивно, руководствуясь

интуицией, т.е. были вполне податливыми и открытыми существами. Люди времен

Вед, Мистерий Древней Греции или даже средних веков гораздо лучше подошли

бы для этого 'выхода', чем мы; поэтому, если бы это действительно было

целью эволюции Природы - если полагать, что эволюция происходит не

случайно, а в соответствии с Планом - то она предпочла бы именно этот

человеческий тип для выполнения _такого_ плана. В таком случае было бы

легко _перепрыгнуть через интеллект_ (%18), как пишет Шри Ауробиндо в своей

работе 'Человеческий Цикл', и перейти от инстинктивно-интуитивной стадии к

духовной жизни иных миров. Если цель эволюции - выход из этого мира, то

интеллект - это какое-то совершенно ненужное образование, бесполезный

нарост. Похоже, что Природа, наоборот, работает в направлении,

противоположном той прошлой примитивной интуиции, нарочно покрывая ее все

более толстыми ментальными слоями - слоями все более сложными и

универсальными, все более бесполезными с точки зрения выхода из этого мира;

нам всем известно, что как интуиция Индии эпохи Упанишад, которая пережила

свой изумительный расцвет в начале нашей эры, так и интуиция

неоплатонической Греции уступили место человеческому интеллекту, который

был, несомненно, и ниже, и грубее интуиции, но в определенном смысле был

более универсальным. Можно поставить следующий вопрос, не пытаясь дать на

него ответ: в чем заключается смысл эволюции - в том, чтобы допустить такую

роскошь, как возникновение разума, лишь для того, чтобы потом разрушить

его, вернувшись к субментальной или внементальной религиозной стадии, или,

наоборот, в том, чтобы максимально развивать разум *)

*) Еще раз следует подчеркнуть, что йога Шри Ауробиндо, которая

стремится выйти за пределы Разума, начинается после того, как пройдена

интеллектуальная стадия; как мы увидим, эту йогу невозможно практиковать,

пока не завершены все промежуточные стадии. 'Безмолвие разума', очевидно,

не имеет ни малейшего смысла для аборигена острова Фиджи или для фермера из

глухого сельского района.

--

(и именно в этот процесс мы сейчас и вовлечены) до тех пор, пока он не

исчерпает собственную ограниченность и поверхностную суету и не поднимется

в высшие, сверхсознательные сферы, на духовный и супраментальный уровни,

где исчезает, как мираж, противоречие между Материей и Духом и где у нас

уже не будет необходимости 'выходить', поскольку везде, где бы мы ни были,

мы будем Внутри.

Однако было бы неверным считать Нирвану ложным переживанием - некой

иллюзией иллюзий - во-первых, потому, что ложных переживаний нет, есть лишь

переживания неполные, а, во-вторых, потому, что Нирвана на самом деле

освобождает нас от некоторой определенной