Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

и сосредоточиться, как он превращается в мощный напор. Все

приходит в полный покой. Этот ток наполняет нас. Само ощущение 'тока'

исчезает, как если бы все тело с головы до ног было заряжено огромной

энергией - плотной и прозрачной одновременно _(цельная прохладная глыба

покоя_, (%9) - говорит Шри Ауробиндо). И если наше внутреннее видение уже

начало открываться, то мы обнаруживаем, что все стало голубым. Нас как

будто проницает аквамариновый свет, мы чувствуем себя безбрежными, как

океан. Штиль без ряби. И эта неописуемая свежесть. Ощущение поистине такое,

как будто купаешься в Источнике. Эта 'нисходящая сила' на самом деле есть

не что иное, как Сила Духа - _Шакти_. Духовная сила - это не просто слово.

В конечном итоге нам уже не нужно будет закрывать глаза и уходить в себя,

чтобы почувствовать ее; мы будем ощущать ее присутствие во всякое мгновение

нашей жизни, независимо от того, чем мы заняты - едим ли, читаем или

разговариваем; мы станем свидетелями того, как эта сила будет приобретать

все бОльшую интенсивность по мере того, как наше существо будет привыкать к

ней. На самом деле речь идет об огромном количестве энергии, а мы получаем

лишь малую долю ее, ограниченную нашей 'емкостью' и восприимчивостью.

Когда ученики говорят о переживании этой нисходящей Силы, они называют

ее 'Силой Шри Ауробиндо и Матери'. При этом они не имеют в виду, что эта

_Шакти_ есть личная собственность Шри Ауробиндо и Матери - таким образом

они просто выражают тот факт, что у этой силы нет эквивалента ни в одной из

известных йог. И здесь мы подходим к фундаментальному отличию йоги Шри

Ауробиндо (_пурна-йога_) от других йог. Ведь отличительной чертой

традиционных йогических систем является то, что после определенного периода

занятий практикующие начинаю ощущать _восходящую_ (а не нисходящую, как в

йоге Шри Ауробиндо) силу (называемую в Индии _кундалини_), которая

пробуждается - довольно грубо - у основания позвоночного столба и затем

восходит от уровня к уровню до тех пор, пока не достигает макушки головы,

где она 'распускается' в некую светящуюся, излучающую пульсацию, что

сопровождается ощущением необъятности (и часто - потерей сознания,

называемой экстазом), как если бы человек выходил в вечное Потустороннее.

Все йогические методы, которые можно назвать термогенетическими (_асаны_

хатха-йоги, все виды концентрации раджа-йоги, дыхательные упражнения или

_пранаяма_ и т.д.), направлены на пробуждение этой восходящей силы. Они

могут быть опасны и создать глубокие нарушения - здесь необходимы

присутствие и защита просветленного Учителя. Мы еще вернемся к этой теме.

Это различие в направлении тока - восходящее - нисходящее - объясняется

различием целей этих йог, которое невозможно переоценить. Традиционные йоги

и, как мы полагаем, религиозные учения Запада стремятся, по сути дела, к

освобождению сознания: все существо, охваченное стремлением ввысь,

устремляется туда; ищущий пытается пробиться за пределы видимого и выйти

вверх, в Покой или экстаз. Отсюда как следствие - пробуждение восходящей

Силы. Но целью Шри Ауробиндо, как мы видели, является не только

восхождение, но и нисхождение, не только найти вечный Покой, но и

преобразовать Жизнь и Материю, начав с той маленькой частички жизни и

материи, которую представляем собою мы. Отсюда, как следствие -

пробуждение или, скорее, 'отклик' нисходящей Силы. Переживание нисходящего

тока - это переживание преобразующей Силы. Именно эта сила будет делать за

нас йогу - делать автоматически (если мы позволим), именно она обновит

нашу, быстро истощающуюся энергию и неуклюжие усилия, именно эта сила

начнет действовать там, где кончаются другие йоги, озаряя сначала вершину

нашего существа, а затем нисходя от уровня к уровню - мягко, спокойно и

неотразимо (она никогда не действует грубо, жестко; сила удивительным

образом отмерена, как будто ею руководит непосредственно Мудрость Духа), и

именно эта сила сделает универсальным [всеобщим] все наше существо вплоть

до самых низших слоев. Таково основное переживание интегральной йоги.

_Когда устанавливается Покой, эта высшая, или Божественная Сила свыше,

сможет низойти и работать в нас. Обычно она нисходит сначала в голову и

освобождает внутренние центры разума, затем - в сердечный центр... затем -

в область пупа и другие витальные центры... затем - в крестцовую область и

ниже. ... Она работает одновременно и ради совершенства, и для

освобождения; она берет часть за частью всю нашу природу и работает с ней,

отвергая то,