Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

Only the night

Is on thy soul

By thy own will. Remove it and recover

The serene whole

Thou art indeed...)_ (%13)

Центральное существо. Всеобщая личность

'Ты есть Он' [Ты Он еси] - такова вечная истина: _Тат твам аси_ - ты То

еси. Такова Истина, которой учили древние Мистерии и которую забыли более

поздние религии. Утеряв главную тайну, они впали в того или иного рода

дуализм - источник заблуждения, и тогда мистерии, уже лишенные истинного

света, вменили великую и в то же время простую Мистерию. 'Я и Отец мой -

одно', - говорил Иисус Христос (Иоанн, 10,30), 'Я - это Он', - говорят

мудрецы Индии: _со'хам_ - ибо такова истина, которую открывают _все_ люди

свободного духа - с Востока ли они или с Запада, из прошлого или из

настоящего. Это вечный Факт, который все мы должны открыть. И это 'я',

утверждающее свое тождество с Богом, не является принадлежностью какой-либо

привилегированной личности. И действительно, разве можем существовать во

всем этом безбрежном неудержимом распускании, расцветании хотя бы одно

жалкое обособленное 'я', неужели же единение с Богом - удел лишь мудрецов

Упанишад, риши Вед или Христа? На самом деле это голоса всех людей, слитые

в едином космическом сознании. Мы все - дети Божьи.

Есть два пути к этому Открытию, или две ступени. Первая - это найти

душу, психическое существо, которое вечно едино с Божественным, малый свет

этого великого Света: 'Дух, который находится здесь, в человеке, и Дух,

который находится там, в Солнце - взгляни: это Единый Дух и нет никакого

другого', - говорят Упанишады (Таиттирия Упанишада X); 'кто думает 'я - это

одно, а он - другое', тот не знает' (Брихадараньяка Упанишада I.4.10).

Шесть или семь тысяч лет тому назад Веды назвали такое открытие Духа в

человеке 'рождением Сына': 'Видна его красная сверкающая субстанция:

великий бог высвобождается из мрака' (Риг Веда V.1.2); сильным мощным

языком утверждали риши Вед вечное тождество Сына и Отца и божественную

трансмутацию человека: 'Освобождай отца твоего, знанием своим охраняй его -

отца твоего, который становится твоим сыном и поддерживает тебя' (Риг Веда

V.3.9).

В тот момент, когда мы рождаемся, мы видим, что эта душа в нас является

такой же и во всех человеческих существах. Она скрыта, не проявлена не

только в существах, но и в предметах: 'Это дитя вод, дитя лесов, дитя

предметов неподвижных и предметов, которые движутся. Он присутствует даже в

камне' (Риг Веда I.70.20). Все едино, потому что все - это Единое. Разве

не говорил Христос: 'Это - тело мое, это - кровь моя' о двух самых

материальных, самых земных символах - хлебе и вине, - чтобы показать, что и

Материя - это тело Единого, кровь Бога? *)

*) См. Sri Aurobindo. Eight Upanishads. Chapt. X, XI.

--

Если бы его не было уже в камне, то как бы Он проник в человека, каким

волшебным вмешательством? Мы представляем собою результат эволюции, а не

продукт замысловатой последовательности произвольных чудес: _Там (в нашей

человеческой природе) заключено все прошлое земли... сама природа

человеческого существа и предполагает наличие материальной и витальной

стадий, которые подготавливают появление разума в человеке, а также наличие

определенного животного прошлого, которое формировало первый элемент его

сложной человеческой структуры. И давайте не будем говорить, что это так

из-за того, что материальная Природа в процессе эволюции сначала создала

жизнь человека, его тело и животный разум, и лишь затем душа низошла в эту

оболочку, таким образом созданную, ... так как это предполагает наличие

пропасти между душой и телом, между душой и жизнью, между душой и разумом -

пропасти, которой не существует; нет тела без души, нет тела, которое само

бы не являлось формой души; сама Материя - это субстанция и сила духа - и

не могла бы существовать, если бы была чем-нибудь иным, ибо не существует

ничего, что не является субстанцией и силой Вечного (%14). ...Глухое,

слепое и грубое (а не только утонченное, ментально сознательное

человеческое или животное существование - тоже То. Все это бесконечное

становление - это рождение Духа в форму_ (%15).

С открытием дверей психического разворачивается первая стадия

космического сознания. Но растущее психическое, сознание-силу, которое

становится все более и более живым, плотным и сильным, уже не устраивает

эта ограниченная индивидуальная форма. Чувствуя свое единство с Тем, оно

стремится стать таким же безбрежным, как То, таким же всеобщим и вновь

обрести