Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

так, как если бы не существовало ничего другого -

только Добро и Зло, и снова Добро и Зло, а посередине находились бы мы,

подобные _избалованному ребенку, которого наставляют на путь истинный_

(%8). Всякая двойственность - это видение, основанное на Неведении. Ведь

везде - лишь одно: _неисчислимое Единое_ (%9) - а 'диссонансы Бога' служат

росту божества внутри нас. Но даже если и так, то по-прежнему сохраняется

разрыв между этим, пусть божественным, несовершенством и высшим

окончательным Совершенством. Не является ли это космическое Божественное

усеченным Божественным? Не следует ли нам попытаться отыскать где-то в

другом месте незапятнанное, трансцендентное и совершенное Божественное?

_Если между духовной жизнью и жизнью мира существует противоречие, то

именно через эту пропасть ему [ищущему в интегральной йоге] предстоит

возвести мост, именно это противоречие он должен превратить эдесь в

гармонию. Если миром движут плоть и дьявол, то тем более необходимо детям

Бессмертия быть здесь - чтобы покорить мир для Бога и для Духа. Если жизнь

- это безумие, тогда стольким миллионам душ нужен свет божественного

разума; если жизнь - это грезы, то все-таки внутри самих себя они реальны

для многих грезящих, которых или нужно привести к более возвышенным грезам,

или пробудить; если же жизнь - это обман, то необходимо дать обманутым

правду_ (%10).

Но мы все-таки чувствуем неудовлетворенность. Мы можем принять, что Бог

находится во всем этом зле, во всех страданиях, мы можем понять, что темный

Враг, мучающий нас, есть на самом деле созидатель нашей силы, скрыто

формирующий наше сознание, и вполне возможно, что мы - 'воители Света' в

этом сумрачном мире, подобно риши древности. Но тогда почему повсюду -

прежде всего тьма? Зачем Тот, кого мы считаем вечно чистым и совершенным,

стал этим миром, который, кажется, так далек от божественного; для чего Ему

нужны были Смерть, Ложь и Страдание? Если это только маска, то для чего

она? Если это только иллюзия, то зачем нужна эта жестокая игра? И все же

то, что Господь не сотворил этот мир в соответствии с нашими

представлениями о совершенстве - это благословение, потому что у нас есть

столько всяких идей о том, что является совершенным, а что - нет, о том,

каким должен быть Бог и особенно каким он быть не должен, что после того,

как мы отбросили бы все, что не соответствует этим представлениям, в нашем

мире не осталось бы ничего, кроме или одного большого нуля, который уже

никак не потерпел бы нечистоты нашего собственного существования, или одной

большой казармы. _Добродетель, - говорила Мать, - всегда стремилась

что-нибудь подавить в этой жизни; если сложить вместе сразу добродетели

всех стран мира, то едва ли от жизни что-либо останется_. Ведь пока нам

известен только один вид совершенства - тот, который, скорее, стремится

исключить что-то, а не охватить все в целом; а совершенство - это _полнота_.

Ведь мы можем уловить лишь одно мгновение Вечности, а это мгновение не

содержит всего того, что мы хотели бы видеть и иметь, и вот мы жалуемся,

заявляя, что мир этот дурно устроен; когда же мы возвышаемся над мгновением

и выходим в Полноту, все меняется, и мы становимся причастными Совершенству

в становлении. Этот мир не закончен, он _находится в становлении_, это

постепенное покорение Божественного Божественным для Божественного на его

пути к становлению _бесконечно бОльшим [-тем,], чем нам должно стать_ (%11)

[The endless more that we must be]. Наш мир находится в процессе эволюции,

а эволюция имеет духовное значение:

_Неисчислимости земных путей, что рвутся к божеству.

(Earth's million roads struggled towards deity_.) (%12)

Что мы знаем о великом земном путешествии? Оно кажется нам мучительным,

жестоким, нечистым, но мы ведь только рождаемся! Мы уже вышли из Материи -

грязные, жалкие, подавленные болью - встали, как бог из могилы, который уже

ничего не помнит, не знает, где право, а где лево, бредет ощупью, на все

поминутно натыкаясь. Но кто знает, какое иное рождение, какая обновленная

память, какая сила, которую мы вновь обретаем, ожидают нас на нашем пути?

Этот мир находится в становлении; мы еще не знаем всей истории до конца.

_Ты на земле ищи Его...

Ты Он еси, о Царь. Лишь нощи тьмой

Душа твоя объята -

Но то была твоя лишь воля. Так сбрось же сей покров и возврати

Ту цельность ясную,

С которой вы воистину одно.

(Seek Him upon the earth...

For thou art He, o King.