Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

для иной реальности, кроме самой себя и не позволяя

ничему, кроме себя, казаться реальным, позитивным или субстациональным. ...

Оно (это переживание) принесло невыразимый Покой, изумительную тишину,

необъятность освобождения и свободу_ (%14). Шри Ауробиндо прямо вошел в то,

что буддисты называют Нирваной, индусы - Безмолвным Брахманом, Тем, *)

*) Творительный падеж от указательного местоимения 'То' (прим.пер.).

--

в _Тао_ китайцев, в то, наконец, что на Западе называется Трансцендентным,

Абсолютным, Безличным. *)

*) Сходные термины использует апофатическое богословие (прим.пер.).

--

Он достиг того знаменитого 'освобождения' (_мукти_), которое считается

'вершиной' духовной жизни, ибо что же еще может быть за пределами

Трансцендентного? Шри Ауробиндо подтвердил на собственном опыте слова

великого индийского мистика Шри Рамакришны: 'Если мы живем в Боге, мир

исчезает; если ми живем в миру, то Бога уже не существует'. Пропасть между

Материей и Духом, через которую он пытался воздвигнуть мост, вновь

разверзлась перед его незамутненным взором. Последователи духовных учений

Запада и Востока были правы, определяя потустороннюю жизнь - рай, Нирвану

или освобождение - как единственную цель человеческих усилий где-то в

другом месте, но не здесь, не в этой юдоли слез и иллюзий. Переживание Шри

Ауробиндо было неопровержимо, оно стояло прямо перед его глазами.

Но это переживание, которое считается последним шагом, станет для Шри

Ауробиндо отправной точкой новых, высших переживаний, которые объединят

мирскую истину и истину потустороннего в тотальной, цельной, божественной

Реальности. Это - существенный вопрос, главный вопрос самого смысла нашего

существования, потому что есть только две альтернативы: или высшая Истина

не имеет никакого отношения к этому миру [не от мира сего], как утверждают

все религии мира - и тогда мы здесь зря теряем время, - или существует

нечто иное помимо всего того, о чем мы уже слышали. Этот вопрос является

тем более насущным, что это вопрос не теории, а практики. Вот что

рассказывает Шри Ауробиндо: _Я жил в этой Нирване дни и ночи, прежде чем

она позволила войти в себя чему-то другому или вообще позволила себе как-то

измениться... в конце концов она стала растворяться в превосходящем ее

Сверхсознании, что находится выше. ... Видение [the aspect] иллюзорного

мира уступило место видению, в котором иллюзия была лишь незначительным

поверхностным феноменом, по ту сторону которого находилась бесконечная

[immense] Божественная Реальность, над которым - высшая [supreme]

Божественная Реальность, и она же - высоконапряженная [intense]

Божественная Реальность - виделась в сердце всего, что прежде казалось лишь

кинематографическими образами или тенями. И это не было возвращением в

тюрьму чувств, умалением высшего переживания или падением из него, это

пришло, скорее, как постоянное возвышение и расширение Истины. ... Нирвана

в моем освобожденном сознании превратилась в начало моей реализации, она

стала первым шагом к полноте постижения [towards to complete thing], а

вовсе не единственно возможным истинным достижением или, более того, -

кульминационным завершением_ (%15).

Тогда что же собою представляет это Трансцендентное, которое,

по-видимому, находится не на вершине, а где-то в середине? Используя

довольно простую, но вполне корректную аналогию, можно сказать, что сон -

это трансцендентное состояние по отношению к бодрствованию, хотя сам по

себе он не является ни более высоким, ни более истинным состоянием по

сравнению с бодрствованием, но он же не является и менее истинным

состоянием. Просто это другое состояние сознания. В тот момент, когда мы

устраняемся от от ментальных и витальных движений, все естественно исчезает

- точно так же, как когда мы принимаем обезболивающую таблетку, которая

притупляет все наши ощущения. У нас есть врожденная склонность полагать,

что этот неподвижный и безличный Покой лежит неизмеримо выше нашей суеты,

но здесь все дело в том, что мы сами и создаем всю эту суету. Понятия

'выше' или 'ниже' характеризуют не иерархию разных состояний сознания, а

его качественную сторону, его устойчивость внутри данного состояния.

Следовательно, Нирвана - это не вершина лестницы точно так же, как ни сон,

ни смерть не могут быть этой вершиной. Она может иметь место _на любом

уровне нашего сознания;_ в уме с помощью концентрации, в витальном с

помощью концентрации и даже в физическом сознании - с помощью концентрации.

Хатха-йогин, склонившийся