Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

что это признак несознания, и

стремиться найти жизнь, скрытую таким вот ослеплением: _Старайтесь развить

свою внутреннюю индивидуальность, - говорила Мать, - и вы сможете войти в

те же самые сферы полностью сознательными, насладиться общением с высшими

сферами не теряя сознания, а не возвращаться оттуда с пустыми руками, не

обретя никакого опыта_. *)

*) Некоторые полагают, что более правильным названием для того, что

называется экстазом, было бы слово 'энстаз'. Но разве человек находится 'в

себе' лишь тогда, когда он находится вне себя? Ведь 'экстаз' - ex-stare

означает пребывание вне своего тела или вне восприятия мира. Другими

словами, мы хотели бы определить как 'в себе' то, что не находится вне

нас. Значит, об 'энстазе' мы сможем говорить лишь тогда, когда высшие

переживания будут происходить в нашем теле и в гуще повседневной жизни. В

противном случае это выражение неточно, хотя в нем наглядно отражена та

пропасть, которую мы создали между жизнью и Духом.

--

А Шри Ауробиндо настаивал: _Эта реализация должна прийти и закрепиться

именно в бодрствующем состоянии, чтобы стать реальностью жизни. ...

Переживание и транс полезны при открытии существа и при его подготовке, но

по-настоящему овладевают реализацией лишь тогда, когда она постоянно

присутствует в бодрствующем состоянии_ (%18). Цель, которую мы преследуем,

- это состояние интегрального господства, а не духовное исключение себя из

игры, и господство это возможно лишь при условии непрерывности сознания.

Когда мы входим в экстаз, мы теряем 'кого-то' - того, кто мог бы создать

мост между силами наверху и бессилием внизу.

После того, как в алипорской тюрьме Шри Ауробиндо прорвал оболочку у

макушки головы, он приступил к методическому исследованию планов сознания,

которые находятся выше обычного разума - точно так же, как он исследовал,

будучи в Бароде, планы сознания, находящиеся внизу. Шри Ауробиндо

возобновил это исследование в том месте, где он прекратил восхождение по

великой лестнице сознания, которая простирается - непрерывно, без

экстатических разрывов - от Материи до той непознанной точки, которая

станет местом его открытия. Ибо _высочайшая истина, интегральное

самопознание достигается не самоослепляющим прыжком в Абсолютное, но

терпеливым переходом за пределы разума_ (%19).

Существа и силы

Все мы постоянно и не сознавая того, получаем побудительные импульсы из

этих высших, сверхсознательных сфер, подвергаемся их влиянию. Это влияние и

импульсы проявляются в нас в виде идей, идеалов, стремлений или

произведений искусства; они скрыто формируют нашу жизнь и наше будущее.

Подобным же образом постоянно и не сознавая того, мы получаем витальные

вибрации и вибрации тонкого физического, которые ежеминутно определяют нашу

эмоциональную жизнь и отношения с миром. То, что мы заключены в

индивидуальном теле, - это лишь зрительная иллюзия; на самом деле, все мы

насквозь пористы и купаемся во всеобщих силах, как анемон в море: _Человек

впадает в интеллектуальный (бессмысленный *) лепет о смысле и значении

*) Вставка автора (прим.пер.).

--

следствий, проявляющихся на поверхности, и приписывает их все своему

'благородному я', игнорируя тот факт, что его 'благородное я' лежит далеко

за пределами его видения, за покровами тускло искрящегося интеллекта и

дымного тумана его витальных ощущений, эмоций, побуждений, чувств и

впечатлений_ (%20). Наша единственная свобода заключается в том, чтобы

поднять себя к высшим планам с помощью индивидуальной эволюции. Наша

единственная задача - это транслировать и материально воплощать истины того

плана, к которому мы принадлежим. Если мы хотим лучше понять механизм

универсума, то особого внимания заслуживают два важных момента, общих для

всех планов сознания от наивысшего до самых низших. Во-первых, эти планы

зависят от нас или от того, что мы о них думаем, не более, чем море зависит

от анемона; они существуют _независимо_ от человека. Современная

психология, согласно которой все уровни бытия перемешаны в так называемом

'коллективном бессознательном', подобном огромной шляпе фокусника, откуда

вы можете в любом порядке вытаскивать архетипы и неврозы, демонстрирует в

этом отношении полное отсутствие видения: во-первых, потому что силы этих

планов вовсе не являются бессознательными, несознательны только мы - они же

вполне сознательны, гораздо более сознательны, чем мы; а, во-вторых, потому

что силы эти не являются 'коллективными' - в том смысле, что они

представляют