Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

Голос. Работа эта состояла не в

том, чтобы наслаждаться космическим блаженством, а в том, чтобы найти

здесь, в этом теле и вообще для земли, новый путь, который объединит в

единой форме сознания свободу Трансцендентного, живую беспредельность

космического и радость индивидуальной души на совершенной земле и в более

истинной жизни. Ибо _подлинное изменение сознания, - говорит Мать, - это

то, что изменит физические условия мира и создаст из него новое творение_.

Условия открытия

Если мы хотим 'изменить физические условия мира', т.е. так называемые

'законы природы', которым подчинена наша жизнь и весь мир, и если мы хотим

провести это изменение в жизнь с помощью силы сознания, то нам нужно

соблюсти два условия. Во-первых, мы должны работать в нашем индивидуальном

теле, не стремясь никуда из него уйти, потому что это тело является как раз

тем местом, где сознание стыкуется с Материей; и, во-вторых, мы должны

приложить усилия для того, чтобы открыть тот принцип сознания, который

будет способен трансформировать Материю силой своей энергии. До сих пор ни

одна из форм, ни один из планов сознания, известных человечеству, не

обладали силой, способной выполнить это изменение - ни ментальное сознание,

ни витальное, ни сознание физическое. И это очевидно. В самом деле,

некоторым индивидуумам с помощью тренировки и дисциплины удавалось

наперекор законам природы преодолевать силу тяжести, холод, голод, болезни

и т.д. Но, во-первых, это индивидуальные изменения, которые невозможно

передать другим, а, во-вторых, они на самом деле не изменяют Материю:

законы, управляющие телом, остаются по сути своей теми же самыми; некоторые

особые эффекты, кажущиеся сверхъестественными по своему внешнему

проявлению, лишь накладываются на природу в течение более или менее

продолжительного времени. Мы можем здесь привести пример одного

йогина-революционера, сотрудника Шри Ауробиндо, которого однажды укусила

бешеная собака. Используя силу своего сознания, он немедленно создал

препятствие действию вируса и продолжал жить не думая об этом (заметим в

скобках, что если бы этот йогин находился в совершенном состоянии сознания,

то его не смогла бы укусить никакая собака). Но однажды, во время особо

бурного политического митинга, он вышел из себя и с гневом обрушился на

одного из выступавших. Через несколько часов он скончался в страшных муках

бешенства [водобоязни]. Сила его заключалась только в _контроле_ с помощью

сознания. Как только сознание его споткнулось, все пошло по-прежнему,

потому что законы тела не были изменены, их заставили лишь на время

замолчать. Поэтому то изменение, которое имеют в виду Шри Ауробиндо и Мать,

предполагает не достижение более или менее длительных 'сверхъестественных'

сил и умение сдерживать с их помощью воздействие природных условий и

естественных сил, но изменение самой природы человека и условий его

физического существования; т.е. не контроль, а настоящая трансформация.

Кроме того, если мы хотим, чтобы эта реализация охватила всю землю. то этот

новый принцип существования, который Шри Ауробиндо называет

супраментальным, должен быть утвержден во всех нас полностью и окончательно

- сначала в нескольких индивидуумах, а затем путем распространения,

радиации во всех, кто готов принять его. Все это вполне подобно тому, как

стали естественными и окончательно утвердились на земле принцип разума и

принцип жизни. Иными словами, принцип этот предполагает создание на земле

божественного сверхчеловечества, которое уже не будет подчиняться законам

невежества, страдания и разложения.

Предприятие это может показаться нам грандиозным и несбыточным, но

только потому, что видение наше ограничено рамками нескольких десятилетий.

На самом деле это находилось бы в полном соответствии с эволюционным

процессом. Если мы признаем, что вся земная эволюция - это эволюция Духа в

формах, а все человеческие перерождения - это рост души и Духа в человеке,

то у нас наверняка возникнут сомнения: всегда ли Дух будет удовлетворен

ограниченностью человека; более того, возникает такой вопрос: какой смысл

Ему, этому Духу, возвращаться в конце путешествия к Своим сверхземным

Великолепию и Радости, которые у Него не было никакой необходимости

покидать - ведь, в конце концов, Свет существует там вечно, он уже там и

всегда там, неизменный. Такое достижение вряд ли будет победой для Бога!

Материя - вот где должны быть возведены небеса. Может быть, Он хочет

испытать те же Великолепие и Радость в условиях, которые