Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

наше невмешательство не затрагивает Убийцу творений,

то и войны наши, конечно, тоже не уничтожают его, хотя практически мы не

можем пока обойтись без войн и нам приходится иногда пачкать свои руки. В

самый разгар первой мировой войны Шри Ауробиндо написал слова, полные

пророческой силы: _Поражение Германии ... само по себе не может убить тот

дух, который в Германии воплотился; оно может вести к новому воплощению

этого духа - возможно, в каком-нибудь другом народе или же другой империи -

и тогда всю битву нужно будет вести вновь. До тех пор, пока живы старые

боги, разрушение или подавление тела, в котором они живут, не имеет

большого значения, ибо они прекрасно знают, как переселяться. Германия

победила наполеоновский дух во Франции в 1813 г. и разрушила основы ее

господства в Европе в 1870; та же Германия стала воплощением того, что было

ею свергнуто. Этот феномен способен легко возродиться в более грозном

масштабе_ (%7). Сегодня нас уже не нужно убеждать в том, что старые боги

знают, как переселяться. Увидев, как все годы ненасилия завершились

ужасными насилиями, которыми было отмечено разделение Индии в 1974 г., сам

Ганди незадолго до своей смерти с горечью говорил: 'Мы снова встали на

позиции насилия, которому мы тайно позволили жить в себе, и хватаем друг

друга за горло, когда дело дошло до разделения власти. ... Теперь, когда

сброшено иго зависимости, все силы зла вышли на поверхность'. И все потому,

что ни насилие, ни ненасилие не затрагивают корней Зла. В середине второй

мировой войны, когда Шри Ауробиндо открыто встал на сторону союзников, так

как это было единственным _практическим_ шагом, который можно было сделать,

он писал ученику: _Вы пишете, как если бы то, что происходит теперь в

Европе, было бы войной между силами Света и силами Тьмы, но это, как,

впрочем, и то, что происходило во время первой мировой войны, совсем не

так. Это битва между двумя видами Неведения. ... Глаза йогина видят

события, людей и причины не только во внешнем аспекте, они видят также

огромные силы, которые ввергают их в действие. Если люди, которые воюют, -

это орудия в руках правителей, финансистов и т.д., то и те, в свою очередь,

- марионетки в лапах этих сил. Когда человек привыкает видеть явления по ту

сторону вещей, он уже не склонен захватываться их внешним аспектом или

ожидать какой-либо помощи от политических, общественных или социальных

изменений_ (%8). Шри Ауробиндо сумел осознать и эти 'огромные силы',

действующие за поверхностью явлений, и постоянное проникновение

сверхфизического в физическое; его энергия была сосредоточена уже не на

проблеме морали 'насилие или ненасилие' (это, в конце концов, довольно

поверхностный подход), а на вопросе эффективности; он ясно видел - опять же

посредством опыта - что для того, чтобы излечить мир от зла, для начала

необходимо излечить 'то, что составляет его основу в человеке', он видел и

то, что невозможно ничего излечить вовне, не излечившись прежде всего

внутри, ибо это - одно и то же. Нельзя управлять внешним, не умея управлять

внутренним, ибо это - одно и то же. Мы не можем преобразовать внешнюю

материю, не преобразовав нашей 'внутренней' материи, потому что это снова

одно и то же. Есть только одна Природа, один мир, одна материя, и до тех

пор, пока мы подходим к проблеме с ложного конца, мы никуда не придем. Если

же такое разрешение покажется нам слишком непосильным, то тогда не на что

надеяться ни человеку, ни миру, потому что все наши внешние панацеи и

слащавая добродетель обречены в конечном счете на уничтожение этими

скрытыми силами: _Есть единственный выход, - писал Шри Ауробиндо, - это

нисхождение сознания, которое не является марионеткой этих сил, которое

более велико, чем они, и которое может заставить их измениться или

исчезнуть_ (%8). Именно к этому новому, супраментальному сознанию двигался

Шри Ауробиндо в гуще своей революционной работы.

... _И, может быть, тщету всех упований испытав,

Мы к совершенству ключ внутри обрящем.

(... We may find when all the rest has failed

Hid in ourselves the key of perfect change.)_ (%9)

Нирвана

В 1906 г. Шри Ауробиндо покинул Бароду и перебрался в Калькутту с тем,

чтобы полностью погрузиться в самое сердце политической борьбы. Грубые

промахи лорда Керзона, губернатора Бенгалии, привели к студенческим

волнениям; пришло время действовать. Вместе с другим великим борцом за

национальную независимость, Бепином Палом, Шри Ауробиндо основал ежедневную

газету, выходившую