Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

есть Шри Ауробиндо исследователь, он

же - йогин; разве не говорил он, что _йога - это искусство

сознательного самораскрытия_ [self-finding]? (%3) Именно это

исследование сознания хотим мы предпринять вместе с ним. И если

мы пойдем спокойно, терпеливо, со всей искренностью, храбро

встречая лицом к лицу все трудности пути, - а Бог знает, что

путь этот довольно каменист, - то однажды окно обязательно

откроется и солнце осветит нас навеки. На самом деле,

открывается не одно окно, а несколько, одно за другим, с каждым

разом раскрывая перед нами все более широкую перспективу, новые

измерения нашего собственного царства; и каждый раз это

означает _изменение сознания_ такое радикальное, как скажем,

переход из сна в бодрствование. Мы проследим основные этапы

этих изменений сознания так, как их пережил Шри Ауробиндо, и

описал ученикам в своей _интегральной йоге_ - до того момента,

когда они поведут нас к новому, до сих пор не изведанному

опыту, который, возможно, обладает силой изменить саму жизнь.

Ибо Шри Ауробиндо - не только исследователь сознания, он

- строитель нового мира. В самом деле, какая польза в изменении

собственного сознания, если мир вокруг нас остается все тем же?

Мы уподобились бы королю из сказки Андерсена, который

разгуливал нагишом по улицам своей столицы. И действительно,

после того, как Шри Ауробиндо исследовал самые дальние границы

миров, известных и древней мудрости, он открыл иной мир, не

нанесенный ни на одну карту. Он назвал его _Суперразумом_, или

_Супраментальным_, и стремился низвести этот мир вниз, на

землю. Он предлагает нам немного напрячься, приложить усилия и

принять участие в этой прекрасной сказке, если мы любим сказки.

Ибо Суперразум, говорит нам Шри Ауробиндо, вносит радикальные и

драматические изменения в эволюцию сознания на земле; именно

_это_ изменение сознания будет обладать силой преображения

нашего физического мира, и оно преобразует наш мир - мы

надеемся, к лучшему, - так же основательно и необратимо, как

сделал это Разум, впервые появившись в живой Материи. И тогда

мы увидим, каким образом интегральная йога ведет к йоге

_супраментальной_, или йоге земной трансформации, контуры

которой мы попытаемся здесь набросать, потому что сказка еще

только делается, и дело это и новое, и сложное; мы пока не

знаем, куда это приведет нас, и завершится ли все это успехом.

На самом деле это немного зависит и от каждого из нас.

Глава 1. СОВЕРШЕННО ЗАПАДНЫЙ ЧЕЛОВЕК

С точки зрения человеческой Шри Ауробиндо близок нам. Преклонившись

перед 'мудростью Востока' и перед необыкновенными аскетами, которые,

кажется, игнорируют все известные нам законы, мы сознаем тем не менее, что

затронуто было лишь наше любопытство, но отнюдь не жизнь - нам нужна

практическая истина, которая могла бы вынести наши суровые зимы. Эти зимы

были хорошо известны Шри Ауробиндо, он пережил их, будучи студентом - с

семилетнего возраста и до тех пор, пока ему не исполнилось двадцать. Он

переезжал из одних меблированных комнат в другие в зависимости от

расположенности более или менее доброжелательных хозяек, довольствуясь лишь

одной трапезой в день и не имея даже возможности накинуть себе на плечи

пальто, но всегда нагруженный книгами: французские символисты, Малларме,

Рембо - он читал их в оригинале задолго до того, как прочел Бхагавадгиту в

переводе. Для нас феномен Шри Ауробиндо являет собой уникальный синтез.

Он родился в Калькутте 15 августа 1872 г., всего на несколько лет раньше

Эйнштейна; Рембо уже написал свои 'Озарения'; современные физики - Макс

Планк в том числе - уже появились на свет, а Жюль Верн занимался

исследованиями будущего. То было время, когда королева Виктория собиралась

стать императрицей Индии, а завоевание Африки еще не было завершено - это

был поворотный пункт, означавший переход от одного мира к другому. С

исторической точки зрения кажется, что рождению нового мира всегда

предшествуют периоды испытаний и разрушений, но это, возможно, лишь

неверное истолкование: именно потому, что семена нового мира _уже_ живы,

неистовствуют силы разрушения (или рассеяния). Так или иначе, Европа в то

время была на вершине своей славы; казалось, что 'игра' делается на Западе.

Именно так полагал отец Шри Ауробиндо, доктор Кришнадхан Гхош. Он изучал в

Англии медицину и вернулся в Индию законченным англоманом. Он не хотел,

чтобы его