Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

людях и

руковожу их делами и словами'_ (%5). Поистине Бог не находится вне Своего

мира. Он не 'сотворил' мир, а _стал_ этим миром, как говорят Упанишады: 'Он

стал знанием и неведением, Он стал истиной и ложью... Он стал всем, что бы

то ни было' (Таиттирия Упанишада II.6). 'Весь этот мир полон существ,

которые суть его члены', - говорит Шветашватара Упанишада (IV.10). _Для

глаз, которые видят, все есть Единое; в божественном переживании все вокруг

- это единая глыба Божественного_ (%6).

Мы можем подумать, что это - абсолютно мистическое видение вселенной,

которое имеет мало общего с нашей повседневной реальностью; мы

наталкиваемся на зло и безобразие на каждом шагу, весь мир подавлен

страданиями и полон криков во тьме. Где же тогда Божественное во всем этом?

Неужели Божественное - это варварство, всегда готовое открыть свои лагеря

пыток; неужели же этот всепроникающий эгоизм, эта мерзость, скрытая или

явная - тоже Божественное? Бог незапятнан всеми этими преступлениями. Он,

несомненно, совершенен, Он попросту не может быть частью этого - _нети,

нети_ *)

*) Нети, нети - 'не то, не то' - формула и метод Джнана-йоги, которая,

отрицая все временное, преходящее, приближается к чистой неопределимой

сущности, которая есть Бог (прим.пер.).

--

- Бог настолько чист, что Он - не от мира сего, для него просто нет места в

этой грязи, где мы задыхаемся! _Мы должны взглянуть существованию в лицо,

если наша цель - прийти к правильному решению, каким бы это решение ни

было. А посмотреть в лицо существованию - значит посмотреть в лицо Богу,

поскольку их невозможно разделить. ... Этот мир нашей битвы и труда -

жестокий, опасный, разрушительный, пожирающий мир, в котором жизнь полна

неопределенности [life exist precariously], а душа и тело человека движутся

среди огромных опасностей, мир, в котором с каждым шагом вперед, хотим мы

того или нет, что-то ломается и разрушается, в котором каждое дыхание жизни

является и дыханием смерти. Возложить ответственность за все, что кажется

нам дурным и ужасным, на плечи полувсемогущего Дьявола, списать ее на счет

Природы, создавая тем самым непримиримое противоречие между природой мира и

природой Бога, как будто природа не зависима от Бога, или же свалить эту

ответственность на человека и на его грехи, как будто ему принадлежал

решающий голос в создании этого мира или он мог сотворить хоть что-нибудь

против воли Бога - все это удобные, но неуклюжие выдумки. ... Мы создаем

Бога Любви и Милосердия, Бога добра, Бога справедливого, праведного и

добродетельного в соответствии с нашими моральными понятиями о

справедливости, добродетели и праведности, а все остальное, говорим мы, это

не Он или не Его, а было создано некой дьявольской Силой, которой он

позволил по какой-то причине проявить свою злую волю, или неким темным

Ариманом, действующим в противовес нашему доброму Ормузду, или, наконец,

все это было следствием ошибки себялюбивого человека-грешника, который

испортил то, что было создано Богом совершенным. ... Мы должны смело

посмотреть реальности в лицо и увидеть, что именно Бог, и никто другой,

сотворил этот мир в Своем бытии и что Он создал его таким, каков он есть.

Мы должны видеть, что Природа, пожирающая своих детей, Время, поглощающее

жизни живых существ, Смерть всеобщая и неотвратимая и неистовость сил

Рудры *)

*) Один из образов Божественного.

--

в человеке и Природе - это тоже высшее Божество в одной из своих

космических ипостасей [figures]. Мы должны видеть, что Бог, щедрый творец,

творец изобилия, Бог, участливый, сильный и милостивый охранитель, есть

также Бог пожиратель и разрушитель. Муки на ложе страдания и зла, где нас

пытают - это тоже его прикосновение так же, как и счастье, нежность и

наслаждение. И лишь тогда, когда мы увидим все с точки зрения абсолютного

единства и почувствуем эту истину в глубинах нашего существа, сможем мы

различить и за этой маской покойный и прекрасный лик всеблаженного

Божества, а в этом прикосновении, которое испытывает наше несовершенство,

почувствовать прикосновение друга и строителя духа в человеке. Диссонансы

мира - это диссонансы Бога, и лишь принимая их и проходя сквозь них можем

мы достичь более великих созвучий его высшей гармонии, вершин и трепетной

безбрежности его трансцендентной Ананды, Ананды космической. ... Ибо истина

- это основание подлинной духовности, а храбрость - ее душа_ (%7).

И тогда заживляется рана, которая, казалось, вечно разделяла мир надвое

между Сатаной и Небесами