Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

относится лишь к недавним учениям; в Ведах же (чью тайну заново открыл

Шри Ауробиндо) и, видимо, в некоторых других, пока еще неправильно понятых

традициях, вопрос этот решается положительно. Что же касается недавних

учений, то надо сказать, что духовность нашей современной эпохи отмечена

затемнением сознания, которое прямо пропорционально его ментальному

развитию. Кроме того, вряд ли последователи духовных учений могли прийти к

заключению, которое по своей природе существенно отличается от их

предпосылок. Исходя из идеи, что земной мир - это иллюзия или промежуточное

царство, которое так или иначе подчинено дьяволу и плоти, в итоге они не

могли не прийти к тому, что изначально было обусловлено их же

предпосылками: освобождения и спасения искали они вне мира. Вместо того,

чтобы терпеливо исследовать все человеческие возможности - ментальные,

витальные, физические и психические - с тем, чтобы освободить их от

'склероза' и расширить, т.е. выявить их божественную сущность, как это

делали мудрецы Вед (и, возможно, мудрецы древних Мистерий, не говоря уже о

Шри Ауробиндо), они отвергли все это и стремились _вознестись сразу от

чистого ума к чистому духу_ (%5). Таким образом, они, конечно, не могли

видеть того, чего видеть не желали. Материалисты также не охватывают всего,

но по-другому: они исследуют лишь малую часть физической реальности и

отрицают все остальное. Начав с идеи, что материя - это единственная

реальность, а все остальное - галлюцинация, в итоге они точно так же

приходят к тому, что изначально было обусловлено их же предпосылками. Если

же с самого начала мы отбросим все предубеждения, как это сделал Шри

Ауробиндо, примем, что истина шире, чем все предпосылки, и будем

продвигаться с абсолютным доверием к интегральным возможностям человека,

то, может быть, мы завершим наш путь, достигнув интегрированного знания, а

следовательно, и интегрированной жизни.

Если рассматривать реинкарнацию с точки зрения эволюции сознания, то она

перестает быть бесцельным круговоротом рождений и смертей, как ее видят

одни, или бредовой фантазией, как ее изображают другие. С чисто западной

четкостью мышления Шри Ауробиндо освобождает нас от _духовных небылиц_, как

их называет Мать, в которые выродилось духовное знание в конце Века

Мистерий; он приглашает нас к эксперименту, для которого необходима

ясность ума, а не способность ясновидения. Дело не в том, чтобы 'верить' в

перерождения, а в том, чтобы пережить это на опыте и прежде всего понять

условия, при которых это переживание возможно. Это вопрос практики, имеющий

большое значение для нашего интегрального развития на протяжении всего

времени. Перерождается, очевидно, не маленькое фронтальное существо, даже

если это разочарует тех, кто представляет себя вечно тем же месье Дюпоном -

сначала в галльской набедренной повязке, затем в бархатных кюлотах и,

наконец, в джинсах (что было бы, кроме всего прочего, довольно

однообразно). Подлинный смысл перерождения и глубже, и шире. После смерти

все внешнее фронтальное существо разлагается. Все скопление ментальных

вибраций, которые окружали нас и постоянным повторением формировали наше

ментальное эго, ментальное тело, разлагается и возвращается во всеобщий

Разум. Точно так же витальные вибрации, которые образовывали наше витальное

эго, или витальное тело, разлагаются во всеобщем Витальном подобно тому,

как физическое тело разлагается на свои природные компоненты во всеобщей

Материи. Остается только психическое. Как мы видели, оно вечно. Поэтому

переживание перерождения на опыте зависит от того, открыли ли мы Центр,

психическое, Хозяина, который несет свои воспоминания из одной жизни в

другую, и от степени нашего психического развития. Если всю нашу жизнь

психическое остается погребенным под нашими ментальной, витальной и

физической активностями, то у него нет никаких воспоминаний, которые оно

могло бы взять с собой - и оно возвращается на землю вновь и вновь именно

для того, чтобы выйти на поверхность нашего существа и стать открытым,

сознательным. Для того, чтобы помнить что-то, нам нужно для начала

перестать быть забывчивыми - это очевидно. Поэтому едва ли можно говорить о

реинкарнации раньше, чем достигается определенная стадия развития, ибо

какая польза в знании того, что психическое перерождается, если мы не

сознаем его? Сам смысл нашей эволюции заключается в том, чтобы стать

сознательными.

Из жизни в жизнь за фронтальным существом безмолвно растет психическое -

через многообразие восприятий