Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

друга широкой пропастью. До тех

пор, пока мы не найдем практический путь преодоления этого тройного разрыва

между пантеистом, индивидуалистом и монистом, невозможно никакое завершение

ни для индивидуума, ни для мира. Недостаточно найти наш индивидуальный

центр и пренебречь полнотой мира или обрести полноту мира и потерять

индивидуальность, или тем более обрести высший Покой, когда растворяются и

мир, и индивидуальность - 'Я не хочу быть сахаром, - восклицал великий

Рамакришна, - я хочу есть сахар!' В этом хаотичном и измученном мире, где

мы должны действовать, встречать явления и факты лицом к лицу, проходить

через некое становление, нам прежде всего необходимо быть. Без этого

'быть' наше становление рассеется в господствующем в мире хаосе. Без

становления, однако, наше бытие растворится в _блаженном Нуле_ (%2). А в

отсутствие нашей индивидуальности какое значение имеют для нас, что нам все

эти чудесные реализации, если нас уже нет? Таково противоречие, которое мы

должны разрешить - не в философских терминах, а в терминах жизни и силы

действия. Представляется, что такого объединяющего пути до сих пор либо не

существовало, либо же он был неизвестен. Поэтому все религии и духовные

учения поместили трансцендентного Отца на вершину иерархии, вне всего этого

злосчастного хаоса, и побуждают нас искать полноту, к которой мы стремимся,

вне этого мира. Однако интуиция говорит нам, что если мы, существа,

наделенные телом, стремимся к полноте, то она _должна_ быть достижима.

Полнота должна быть достижима в теле; в противном случае мы не стремились

бы к ней. Того, что мы называем фантазией, не существует - это реальные

события, время которых еще не пришло, истины, ожидающие своего часа. Жюль

Верн является тому своего рода подтверждением. Нет ли еще чего-нибудь, что

нужно открыть, четвертого измерения сознания, которое изменит все?

В железной клетке посреди зала суда Шри Ауробиндо достиг конца пути.

Одно за другим постиг он Имманентное, Трансцендентное и Всеобщее

Космическое - [l'Universel] - ведь в клетке не оставалось ничего, кроме

тела: в сознании своем он мог быть повсюду по своей воле. Но при всем этом

вспоминал ли он о молодом человеке по имени Ауробиндо, в котором, начиная

еще с Кембриджа, а затем и в течение всех последующих лет происходила

непрерывная аккумуляция сознания, который постиг это Бесконечное Сознание?

В то же время он видел, что тело его остается таким же, как и тела

миллионов других: подчиняется тем же законам Природы, испытывает голод и

жажду, временами болеет, как и все другие тела, и медленно, но верно,

приближается к своему разложению. Сознание - беспредельно, сияюще,

бессмертно, но внизу все остается по-прежнему. И поскольку он видел вещи

такими, какие они есть, поскольку его не могли уже ввести в заблуждение все

те маски, которые навязываются законами морали и приличия, то он также,

наверное, видел в подсознательном, под бесконечным Сознанием прежний

животный оскал, под сияющим ореолом все ту же нетронутую грязь и запущение

физического - внизу все идет, как обычно, ничего не меняется. Наверное, он

также видел по другую сторону клетки все свои другие 'я', которые

продолжали судить и ненавидеть - продолжали страдать. Кто спасен? Ничто не

спасено, пока не спасено все! И что сделало то бесконечное Сознание для

всех этих людей? Оно видит, оно знает, но что оно может _сделать_? Разве он

не покинул Бароду для того, чтобы действовать, делать что-то конкретное? Он

видел все в своем беспредельном сознании, переживал безграничную радость

наверху, ощущал, как _чистая [nude] радость смеется на вершинах Абсолюта_

(%3), но что могла сделать эта радость, если внизу все было совсем не так,

как наверху? Внизу все идет по-прежнему - страдания, смерть. Он даже не

слушал судей и не отвечал на вопросы, от чего зависела его жизнь; он слышал

лишь Голос, который повторял: _Я веду тебя - не бойся. Займись своей

Работой, ради которой Я привел тебя в тюрьму_. И Шри Ауробиндо по-прежнему

сидел в своей клетке, закрыв глаза, глядя внутрь. Нет ли наверху такой

полноты, которая могла бы быть полнотой и внизу? Неужели путь завершится

этим _золотым бессилием_? (%4) Каков смысл всего этого путешествия?

В силу каких-то непонятных причин душа нисходит в эту Материю или,

вернее, становится этой Материей. В течение многих веков она развивается,

растет и обретает индивидуальность посредством своих чувств, своего разума,

своего опыта. Все в большей и большей степени припоминает она свою

утраченную