Сатпрем

Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания (Часть 1)

полагал, что без меня

она пострадает или прекратится, или даже провалится совсем, поэтому я не

оставил ее. Мне показалось, что Он вновь заговорил со мною и сказал: 'Я

разорвал за тебя путы, порвать которые ты был не в силах, ибо не в том воля

моя и никогда это в промысел мой не входило - продолжать это дело. У меня

есть для тебя другое, и именно ради этого я привел тебя сюда - научить тебя

тому, чему ты не смог научиться сам, и подготовить тебя к моей работе_

(%1). Этой 'работой' была реализация космического сознания, или Единства, и

исследование планов сознания, лежащих выше обычного разума, т.е. планов

Сверхсознательного. И это приведет Шри Ауробиндо на путь Великой Тайны.

_Я не буду говорить обо всем, что происходило со мной в течение этого

времени, - скажу лишь то, что день за днем Он разворачивал передо мной свои

чудеса. ... День за днем в течение двенадцати месяцев моего заключения

давал Он мне это знание_ (%2).

Космическое сознание

Целые месяцы жил Шри Ауробиндо в каком-то фантасмагорическом сне, в

пустоте, и происходило это на единственном фоне - на фоне статической

Реальности Транцендентного. Однако довольно странно, что именно в этой

Пустоте, как бы возникая из нее, вновь показался мир, который обрел новое

лицо. Очень часто все происходит так, - так было и в данном случае, - как

будто каждый раз необходимо все потерять для того, чтобы обрести все снова,

но на высшем уровне: _Покоренный и побежденный, успокоенный, освобожденный

от самого себя разум принимает само Безмолвие как Высшее. Но затем ищущий

открывает, что все уже заключено для него в этом безмолвии или создается

заново ... и тогда пустота начинает заполняться, из нее возникает или в нее

стремительно низвергается вся многоликая Истина Божественного, динамическое

Бесконечное со всеми своими аспектами, проявлениями и множественностью

планов_ (%3). Когда мы видим только статическое Бесконечное, перед нами

один лишь облик Бога, который в таком видении пребывает вне этого мира (и,

возможно, мир 'без Бога' лучше, чем мир, в котором правит строгий

Бог-судья), но когда Безмолвие смывает все наши претенциозно-торжественные

представления, наполняя нас чистой белизной, мы обнаруживаем, что мир и Бог

- снова вместе, во всех точках и на всех уровнях, как будто их никогда

ничто не разделяло - кроме крайнего материализма или спиритуализма. Такое

вот новое изменение сознания произошло во дворе алипорской тюрьмы во время

одной из прогулок: _Я смотрел на тюрьму, отделявшую меня от людей, и я уже

не был заключен в ее высоких стенах, нет - меня окружал Васудева. *)

*) Одно из имен Божественного.

--

Я гулял под ветвями дерева, растущего против моей камеры, но оно не было

деревом, я знал, что это - Васудева, это - Шри Кришна *) - я видел, как он

стоит, простирая свою тень надо мной. Я смотрел на запоры моей камеры, на

ту самую решетку, которая служила дверьми, и вновь я видел Васудеву. Ни кто

иной, как Нарайяна, *) сторожил меня, стоял при мне на часах. Или, когда я

*) Имена Божественного.

--

ложился на грубые одеяла, служившие мне постелью, я чувствовал руки Шри

Кришны, обнимавшие меня, руки моего Друга и Возлюбленного... Я смотрел на

заключенных - воров, убийц, мошенников - и когда я смотрел на них, я видел

Васудеву, я находил Нарайяну в этих затемненных душах и неправильно

используемых телах_ (%4). *)

*) Мы намеренно привели буквальный перевод словосочетания 'misused

bodies', поскольку, на наш взгляд, оно наиболее точно отражает нарушение

соотношения между духом и телом, которое должно служить духу. Ср. 'Не

знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, которого

имеете вы от Бога, и вы не свои?' (1 Кор.6,19) (прим.пер.).

--

Это ощущение уже никогда не покинет Шри Ауробиндо. Шесть месяцев длилось

следствие, где фигурировали двести с лишним свидетелей и четыре тысячи

улик; каждый день Шри Ауробиндо запирали в железную клетку, которая

помещалась в зале суда, но он уже не видел вокруг себя ни враждебной

толпы, ни судей: _Когда начался процесс, меня преследовал все тот же

внутренний голос. Он говорил мне: 'Когда тебя бросили в темницу, не

отчаялось ли сердце твое и не взывал ли ты ко мне: 'Где твоя защита?'

Взгляни теперь на судью, взгляни теперь на прокурора'. Я посмотрел на судью

- это был Васудева, это был Нарайяна, сидевший в суде. Я посмотрел на

прокурора и увидел не прокурора - это был Шри Кришна, который сидел и

улыбался. 'Боишься ли ты теперь? - говорил он, - я - во всех